Психолог: В погоне за поиском педофила нельзя забывать о его жертве
Опубликовано:
Больше 300 преступлений в отношении половой неприкосновенности несовершеннолетних было совершено за 2020 год. И когда подобный факт выявляют, основные силы направляют на поимку педофила, а психологическому состоянию ребенка уделяется катастрофически мало внимания. Такое мнение высказал психолог Ержан Базарбаев.
Педофил — это среднестатистический человек, ничем не выделяющийся в обществе. Чаще всего у них даже есть семьи и собственные дети. Но самое страшное — это то, что они тоже подверглись насилию в детстве и их травма осталась непролеченной. В большинстве случаев их жертвами становятся девочки.
«Педофилы очень внимательны, очень аккуратны. Открыто они никогда не нападают. Например, насильники, которые насилуют женщин, более агрессивны. Взял, схватил, посадил в машину, забрал. Педофилы — полная противоположность. Они чаще всего подвергают сексуальным домогательствам, сексуальному насилию детей из близкого окружения. Родители пытаются уберечь детей, говорят: «Если вот к тебе посторонний дядя подойдет или позовет, — не подходи». Это не совсем помогает, в основном, это бывают знакомые дяди, сосед, родственник, тренер, сотрудник магазина или даже родной отец, я уже молчу про отчимов», — рассказал психолог.
Но бывают и жертвы незнакомые. Детей выбирают неслучайно. В основном выслеживают, наблюдают, а под угрозой те, чьи родители невнимательны. Плохие взаимоотношения в семье, недоверие, физическое насилие, недоверие ребенка к родителям, безответственное поведение родителей. Все это преступник может распознать в кроткий срок.
«И самый сильный фактор, которым пользуются преступники, — чувство вины. Здесь ребенку не говорят: «Никому не рассказывай», а, наоборот, пугают: «Я расскажу, я тебя опозорю, я всем скажу, какая ты нечистая, грязная, опороченная». Здесь механизм действует наоборот. И зачастую дети в это верят, плюс мы сказали, что они зачастую дети, у которых плохие отношения с родителями. И поэтому ребенок думает: «Что значит мое слово против слова взрослого человека». Это не посторонний взрослый человек, это знакомый человек. И здесь напрямую, выйти сказать, вот этот вот взрослый дядя, который каждый день приходит, смотрит, который часто ночует», — добавил Ержан Базарбаев.
Зачастую ребенок не может рассказать, потому что попросту не понимает, что с ним произошло.
«В раннем возрасте дети, так как у них еще не достигнут период полового созревания, не могут объяснить происходящее. Сексуального возбуждения нет, никаких сексуальных мыслей не бывает. Понимают, что происходит что-то нехорошее, что-то неприятное, но пожаловаться никак. А что они скажут? «Он меня бил? — Нет. Он меня материл? — Нет. Он не заставлял, сказал только, что поиграем». Ребенок не может правильно пожаловаться. Все это ребенку нужно объяснить, но здесь главное не напугать, чтобы ребенок не боялся каждого мужчину мимо проходящего», — подчеркнул спикер.
Иногда на то, чтобы выяснить, что происходит с ребенком, уходит не один год. Тогда все занимаются поимкой преступника, желанием побыстрее посадить его в тюрьму, жертва при этом подвергается допросам, о его состоянии после суда через некоторое время забывают. Тем временем психологическая травма продолжает его беспокоить.
«Все кричим: наказать, убить, отстранить, посадить, кастрировать и т.д. Но мы забываем о самой жертве, этот ребенок остается в обществе, в этом дворе. Все знают, что с ним произошло, что это тот самый изнасилованный ребенок, у него клеймо на всю жизнь, у него психологическая травма. Я думаю, здесь должна работать система защиты свидетелей. То есть полностью ребенка с родителями нужно переселить в другую область, район, часть страны. Дать возможность заново начать жизнь, пойти в новую школу, где его никто не знает, где его никто не будет притеснять. И тогда ребенок сможет от этой травмы избавиться. А так, педофила убрали и у ребенка травма осталась, а травмированный ребенок — это потенциальный педофил. Законодательный механизм, я считаю, работает неправильно», — отметил психолог.
По данным экспертов, 80% педофилов являются членами семьи и приближенными к ней. Зачастую те, кому доверяют. В прошлом году произошло больше трехсот преступлений, и это лишь те факты, о которых стало известно. Из практики психологов: матери не всегда заявляют о случившемся насилии, стараясь избежать огласки, а залечивают это на личных приемах у психологов, пока педофил продолжает оставаться на свободе.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/incident/crime/1929730-psiholog-v-pogone-za-poiskom-pedofila-nelzya-zabyvat-o-ego-zhertve/