Top.Mail.Ru
Происшествия

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Убийство Едиловой, извинения на камеру: самый открытый полицейский Алматы рассказал о резонансных делах

Опубликовано:

Рустам Абдрахманов
Рустам Абдрахманов. Фото: NUR.KZ/Петр Карандашов

Заместителя начальника ДП Алматы по следственной работе Рустама Абдрахманова можно назвать самым известным в городе и самым открытым полицейским. Подполковник ведет две страницы в соцсетях, где напрямую отвечает жителям на любые вопросы. Тем не менее, корреспондент NUR.KZ решил более детально поговорить с Рустамом Абдрахмановым о наболевших для алматинцев моментах.

- Рустам Туралыевич, расскажите, как вы пришли в органы внутренних дел и чем могли бы заниматься, если бы в вашей жизни не было полиции?

- В органы внутренних дел я пришел в в январе 2002 года, закончив КазГЮА в 2001 году. Собрал документы, прошел первоначальную подготовку, которая на тот момент длилась три месяца, и был назначен следователем в следственный отдел Бостандыкского РУВД. На сегодня я продолжаю заниматься расследованиями уголовных правонарушений.

В моей семье не было полицейских, примера перед глазами не было, потому не могу сказать, что это было моей мечтой. Я иногда думаю о том, что было бы альтернативным вариантом, если бы я не пошел в полицию, но ответа не нахожу.

- Среди сотрудников полиции вы, наверное, один из самых активных пользователей соцсетей. Как удается находить на это время? Как вы набрали более 110 тысяч подписчиков?

- Как вы знаете, есть поручение главы государства, поручение министра внутренних дел о том, чтобы полиция была в шаговой доступности и перешла на новый формат - сервисную модель. Раньше я не был зарегистрирован в соцсетях, но в 2019 году я зарегистрировался в Facebook, а 20 апреля этого года - завел аккаунт в Instagram.

Обе страницы я веду сам. Находясь в соцсетях, лучше видно недостатки как своей деятельности, так и работы подчиненных, районных подразделений, а также есть возможность своевременно реагировать и быстро решать те или иные вопросы.

Через соцсети обращаются, в том числе, и с жалобами на действия сотрудников, по которым мы проводим расследования, и если вина сотрудника устанавливается после проведения проверок, привлекаем его к ответственности.

От работы, конечно, отвлекает, так как мне многие пишут в директ, не всегда хватает времени, чтобы все сообщения прочитать и ответить людям. Но я стараюсь делать это по пути на работу и с работы домой, в обеденный перерыв. Иногда отвечаю и в течение дня, если меня где-то отмечают.

Нужно сказать, что целенаправленной работы по набору подписчиков я не проводил. Страница - открытая, часто я вижу что на меня подписалось какое-то количество людей. Иногда предлагают размещать рекламу, но я отказываюсь.

- Как сейчас ведется работа по выявлению "продавцов" паспортов вакцинации?

- По фактам продажи паспортов вакцинации идут расследования. Такие дела мы расследуем в Департаменте полиции, в районных подразделениях таких дел нет. Руководство держит этот вопрос на ежедневном контроле, а мы обеспечиваем полноту и всесторонность расследования. Всего таких дел шесть на данный момент, подозреваемые - сотрудники медицинских учреждений.

Эти факты квалифицируются как подделка документов, так как паспорт вакцинации дает определенные права. Отмечу, что такое правонарушение для всех - новое, раньше такого преступления не было.

Те, кто купил паспорт вакцинации, предоставил свои данные, по сути, являются пособниками. Такие люди тоже должны подлежать привлечению к уголовной ответственности, так как человек оказал содействие в совершении преступления. При этом в законе есть определенные смягчающие обстоятельства, которые могут браться во внимание. Пока таких случаев, чтобы кто-то пришел с повинной, не было.

- Был всплеск правонарушений, когда люди попадались на удочку мошенников, представлявшихся сотрудниками банков. Они пытались узнать личные данные и обманывали людей на крупные суммы. Стало ли таких случаев меньше?

- Мы часто выкладываем ролики в соцсетях для того, чтобы поднять финансовую грамотность населения. Среди прочего - описываем ситуации, когда человеку звонит якобы сотрудник банка и пытается завладеть личными данными и данными банковских карт.

Не могу сказать, что этот вид преступлений идет на спад. Люди продолжают обманываться, несмотря на то, что ведется разъяснительная работа. Когда-нибудь она даст свои результаты.

- Что вас удивляет в вашей работе?

- Меня удивляет то, что люди становятся жертвами финансовых пирамид - несут большие суммы, не задумываясь и соблазнившись обещанными дивидендами. Ущербы очень большие. Если вспомнить уголовное дело Astex, Mudarabah Capital, то там минимальный вклад был 5 млн тенге. Более 500 пострадавших в этом деле.

Иногда люди надеются вернуть деньги и не пишут заявление, бывает такое, что мы завершаем расследование, передаем дело в суд, который выносит приговор, осужденный уже отбывает наказание и приходит новый поток потерпевших, кто надеялся, что деньги вернут, но их не вернули. В таком случае мы регистрируем уголовные дела, этапируем подозреваемого и начинаем новое расследование, далее решает суд.

Много случаев мошенничества со стороны так называемых альфонсов. Например, есть одно уголовное дело, где молодой человек знакомился с девушками, заводил с ними романы и обманным путем выманивал у девушек деньги, придумывая несуществующие проблемы.

- На какой стадии находится расследование дела по факту убийства Аяжан Едиловой?

Убийство это произошло в марте этого года, мы после проведения первоначальных следственных действий, задержания подозреваемого и его ареста, передали уголовное дело сотрудникам спецпрокуратуры Алматы. Это уголовное дело находится у них. Насколько мне известно, расследование завершено и стороны находятся на ознакомлении.

- Почему, по вашему мнению, казахстанцы совершают очевидные нарушения, прекрасно зная, что факт попадет на камеры и человек будет неминуемо наказан?

- Я не знаю, о чем они думают, особенно это касается дорожной безопасности, когда люди свой автомобиль оснащают запрещенными техническими средствами и так ездят. А затем у себя же на страницах это выкладывают. Это даже хайпом не назовешь.

Пресс-служба Департамента круглосуточно мониторит такие факты, мы выявляем и привлекаем этих людей к ответственности, машины ставим на штрафстоянки. Например, недавно был случай, когда мужчина переоборудовал свой автомобиль, поставив дисплей на заднее стекло, и транслировал фильмы. Он же должен был понимать, к чему это приведет.

- С развитием соцсетей выросло ли выявление совершенных преступлений?

- Не могу сказать, что уровень преступности растет, у нас, напротив, фиксируется снижение регистрации. В прошлом году, когда были блокпосты и карантин, у нас был спад правонарушений. Эту статистику готовит на МВД, а другие службы. К тому же, не сказать, что соцсети дают большой объем выявления преступлений.

- В последнее время нередко используется практика извинений нарушителями на камеру. Люди думают, что это - и есть наказание. Так ли это?

- Многие считают, что если нарушитель попросил прощения, значит, он избегает ответственности, но это не так. Раз уж его нарушение попало в публичное поле, это его добровольное желание - извиниться перед общественностью. Человек осознает, что факт получил большой резонанс. И если он сам захочет, это извинение выкладывается в интернет. Если он не захочет – заставить его мы не можем.

- Как решается вопрос с самокатчиками, которые продолжают ездить по тротуарам?

- Этим вопросом занимается местная полицейская служба. Я знаю недовольство населения в отношении тех, кто гоняет на самокатах по тротуарам, где ходят пешеходы, дети. Если самокатчик их собьет, в уголовном кодексе предусмотрена ответственность, зависящая от степени вреда здоровью.

Но люди хотят, чтобы самокатчики не ездили по тротуарам. Такие предложения внесены и находятся на стадии рассмотрения.

- Как вы считаете, меняется ли отношение полицейских к их обязанностям, к работе, с переменами в отрасли, в целом?

- Мне кажется, наши полицейские сильно изменились в лучшую сторону. Этому способствовало появление фронт-офисов в районных подразделениях, где сидят наши сотрудники, представители разных служб, которые на месте определяют, по чьей линии обращения поступают.

Свои результаты дает внедрение сервисной модели и то, что, начиная от начальника ДП и заканчивая участковыми - все имеют страницы в соцсетях. Участковый - это тот сотрудник, кто первым сталкивается с населением. Все инспекторы, по крайней мере, старшие, находятся в чатах КСК в whatsapp, и взаимодействуют с населением.

- Приводит ли к результатам закрашивание рекламы наркотиков? Насколько эффективна такая борьба?

- Многие люди возмущаются, что мы закрашиваем такие объявления черной краской, мол, стена же светлая. Хочется ответить, что и надпись была черной, ведь преступники цвет не подбирают. За ночь таких надписей появляется много, и сайтов по продаже наркотиков становится много. Мы их блокируем.

Я отвечаю людям, что им тоже ничего не мешает, увидев надпись, удалить ее, закрасить. Эта работа - один из методов борьбы с наркопреступностью, и она дает результат. Вчера мы обсуждали с управлением по противодействию с наркобизнесом возможность использования баллончиков нескольких видов краски, чтобы закрашивать рекламу наркотиков в тон стены.

Работа по поиску закладчиков ведется, но это процесс трудоемкий. Даже если гражданин сигнализирует о закладчиках, к моменту приезда группы они могут уйти, а даже если находятся на месте, но у них ничего нет - предъявить им нечего. Однако всех задержанных мы доставляем в подразделения, устанавливаем личность, проверяем физиологическое состояние на предмет наркотического опьянения, и в случае его наличия берем на учет.

- Почему казахстанские водители часто оказываются виноватыми в ДТП с пешеходами, даже если на самом деле нарушил ПДД сам сбитый пешеход?

- Я думал о том, чтобы освещать те факты, где водители были реабилитированы. Один раз мы опубликовали факт, где водитель сбил человека, но пешеход действительно был не прав. Расследование в отношении водителя прекратили, он был реабилитирован и таких случаев много.

Здоровью пешехода причинен вред, он уже наказан этим, но водитель может подать гражданский иск, если его автомобилю нанесен ущерб. Чтобы увидеть реальное положение дел, нужно взять общее количество ДТП и проанализировать, разделив на виды: со смертельным исходом, с причинением тяжкого вреда, среднего, легкого вреда здоровью.

Предварительно могу сказать, что ровно в половине из ста случаев ДТП со смертельным исходом виновен пешеход и водитель при этом не несет правовых последствий.

- Благодарю за беседу!

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/incident/crime/1930141-ubiystvo-edilovoy-izvineniya-na-kameru-samyy-otkrytyy-politseyskiy-almaty-rasskazal-o-rezonansnyh-delah/