Эксперт: В Казахстане нужны кризисные центры для детей, переживших насилие
Опубликовано:
Свыше трехсот случаев против половой неприкосновенности несовершеннолетних было зарегистрировано за прошлый год в Казахстане. И это с учетом того, что многие случаи попросту замалчиваются родителями, что ведет к большим негативным последствиям, говорят эксперты. В столице на сегодняшний день работает центр социально-психологической, правовой поддержки несовершеннолетних лиц «Шанс», который помогает справиться с последствиями пережитого насилия.
Центр «Шанс» города Нур-Султана оказывает помощь детям, которые подверглись либо сексуальному насилию, либо действиям сексуального характера. Юристы систематически сотрудничают с департаментом полиции и выезжают для оказания помощи и родителям, и самому ребенку.
«Участвуют при опросе и в суде, дают заключение, оказывают содействие при проведении депонирования. Это специальная процедура. Для того чтобы избежать травмирования ребенка в дальнейшем, его опрашивают один раз под запись и все. После этого ребенка не опрашивают повторно, запись уже используют в следственных действиях и демонстрируют в суде. Знаете, мы, конечно, много лет этим занимаемся, и я бы хотела отметить. Если раньше было три случая, и это уже считалось резонансным, то сейчас это 20-30 случаев в год. И это ужасно», — рассказала Анна Рыль.
О части случаев специалисты и сотрудники полиции и вовсе могут не знать, поскольку родители принимают решение умолчать о трагедии. Считая, что таким образом оберегают ребенка, не предавая это огласке. Однако подобное решение может негативно сказаться на психике ребенка и привести в дальнейшем к плачевным последствиям.
«Совсем исправить травму, которая нанесена ребенку, невозможно. Но помочь все же можно, можно как-то постараться купировать это. Но для этого обязательно нужна долгая и кропотливая работа психолога. Чем чревато пренебрежение психологом в данной ситуации? А тем, что ребенок, переживший насилие в определенном возрасте, может испытывать девиацию поведения, может травмировать себя. Еще есть один миф о том, что насилию подвергаются только девочки — это не так. Сексуальным домогательствам, сексуальному насилию подвергаются и мальчики», — поделилась спикер.
В такие моменты для ребенка особенно важна поддержка матери.
«Мы сталкиваемся еще и с такими ужасными вещами, когда матери вместо того, чтобы защищать ребенка, наоборот, его упрекают в том, что произошло. Я могу привести пример, на моих глазах проводилась процедура депонирования. Стоит психолог, я, следователь, мама с ребенком — девочка десяти лет, совсем ребенок. И такая фраза матери: «Вот только жить начала, только начала встречаться — все из-за тебя». А ситуация там была такая: когда мама работала по сменам, уходила на работу, новый сожитель приставал к девочке. Девочка рассказала матери, та написала заявление, вступилась за ребенка. Но, несмотря на это, между слов в разговорах упрекала девочку», — вспоминает Анна Рыль.
Она также добавила, что сейчас есть острая необходимость в создании специальных кризисных центров для детей, переживших насилие.
«Когда дети попадают в центр «Шанс», первые два или три дня они просто молчат, ничего не говорят. Потом, когда освоятся, начинают доверять воспитателям, видят, что здесь никогда на них не закричат, что к ним относятся бережно, они начинают рассказывать серьезные подробности. Мы можем размещать только детей или с мамами, а затем оказывать долговременную реабилитационную помощь», — рассказала она.
По мнению эксперта, сейчас назрел такой вопрос, когда необходимо организовать работу психологов и в школах, который непременно должен обладать соответствующей квалификацией.
«Потому что, если психолог не обладает определенной квалификацией и начинает ворошить травму ребенка, это может привести к худшим последствиям. И, кроме того, необходимо обучение в школах, необходима диагностика детей постоянная в школе. Нужны специальные уроки для детей, где им расскажут, что такое сексуальные домогательства, чего нельзя позволять в отношении себя делать и близким, и посторонним. Но при этом важно не напугать ребенка, чтобы он не боялся каждого и не видел в каждом потенциальную угрозу. Все это должен делать специалист, знающий, как правильно подать информацию. Знать это важно с детства, с маленького возраста», — резюмировала Анна Рыль.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/incident/crime/1934598-ekspert-v-kazahstane-nuzhny-krizisnye-tsentry-dlya-detey-perezhivshih-nasilie/