В Талдыкоргане выявили несоответствия в маркировке сыра
Опубликовано:
В центре экспертизы Талдыкоргана была проведена проверка сыра "Ser Jantar", в ходе которой выявлены несоответствия маркировке. Эксперт по защите прав потребителей Жанна Биятан рассказала, чем это может быть чревато.
"В аккредитованном центре экспертизы города Талдыкорган в сыре "Ser Jantar" обнаружили несоответствия", — отметила правозащитник потребителей Жанна Биятан.
Эксперт по защите прав потребителей рассказала, что все виды солей тяжелых металлов в составе продукта не присутствуют, что, казалось бы, радует, но согласно данным протокола комплексного исследования на соответствие ТР ТС 022/20211 "Пищевая продукция в части ее маркировки" №1141/4955/РО2400623 от 11 июля 2024 года установлено, что не указаны срок годности и дата изготовления продукта. Кроме того, нет маркировки на русском и государственном языках, а также отсутствуют сведения:
- о составе пищевой продукции;
- об условиях хранения пищевой продукции;
- о Едином знаке обращения продукции ЕАС.
"Судя по маркировке, можно предположить, что продукт является фальсификатом", — отмечает Жанна Урметхановна.
"МОО по ЗПП" сообщает, что материалы по данному факту направлены в соответствующие органы для принятия мер.
"Каждый продукт должен иметь свое удостоверение в виде декларации о соответствии. И это не просто бумажка, не "филькина грамота" — это документ, подтверждающий, что, согласно техническим регламентам, продукт прошел все этапы испытания", — отметила юрист Жанна Урметхановна.
Памятка потребителям
Эксперт по защите прав потребителей напоминает, что декларация о соответствии должна содержать следующие сведения:
- Наименование и место нахождения заявителя.
- Наименование и место нахождения изготовителя.
- Информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект.
- Наименование технического регламента на отдельные виды пищевой продукции, соответствие требованиям которого подтверждается.
- Заявление заявителя о безопасности пищевой продукции.
- Сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов на отдельные виды пищевой продукции.
Кроме того, информация, предоставленная на одном языке либо на иностранном языке, считается непредоставленной (пункт 7 статьи 25 Закона РК "О защите прав потребителей", добавила Жанна Урметхановна.
Что нужно знать предпринимателям?
Общественное объединение "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей" сообщает, что при выпуске в обращение продукции изготовитель должен обеспечить полной, необходимой, однозначно понимаемой и достоверной информацией о ней, исключающей ввод в заблуждение потребителей относительно состава, свойств, назначения, а также других сведений прямо или косвенно характеризующих качество и безопасность продукции и обеспечивающих возможность их правильного выбора.
Представители ОО "МОО по ЗПП" отмечают, что также в законодательстве предусмотрена административная ответственность продавцов, выпустивших в обращение продукцию, не обеспеченную полной, необходимой, однозначно понимаемой и достоверной информацией о ней, исключающей ввод в заблуждение потребителей относительно состава, свойств, а также другими сведениями, прямо или косвенно характеризующими качество и безопасность продукции и обеспечивающими возможность их правильного выбора.
Что нужно знать потребителям, если им продали товары небезопасного и ненадлежащего качества?
Общественники рассказывают, что в соответствии с законодательством Казахстана продавец несет ответственность за качество и безопасность товара, который он продает. Если товар оказывается небезопасным и ненадлежащего качества, потребитель вправе обратиться к продавцу с требованием обмена или возврата товара, а также требовать возмещения убытков, причиненных ему из-за покупки данного товара.
Под ненадлежащим качеством товара понимается товар, который не соответствует условиям договора купли-продажи, не обладает свойствами, необходимыми для его использования в соответствии с назначением или не соответствует общепринятым требованиям и стандартам. Под небезопасным товаром понимается товар, не имеющий документов производителя (поставщика), подтверждающих его прослеживаемость, безопасность, либо маркировка которого не соответствует требованиям нормативных правовых актов, продукция с неустановленным или истекшим сроком годности, а также фальсифицированная продукция, разъясняют представители ОО "МОО по ЗПП".
Куда можно подать обращение о нарушении потребительских прав?
Жанна Урметхановна рассказывает, что самым удобным на сегодняшний день сервисом по защите прав потребителей можно назвать сайт https://eotinish.kz/, через который можно легко направить жалобу в соответствующий орган по защите прав потребителей. Также можно обратиться за защитой в общественные организации по защите прав потребителей, которые ведут активную работу по решению проблем потребителей.
Рекомендации потребителям
Общественное объединение "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей" дает ценные советы:
- Проверяйте упаковку: убедитесь, что упаковка содержит всю необходимую информацию, включая срок годности, состав и условия хранения продукта.
- Не покупайте просроченные продукты: употребление таких товаров может вызвать серьезные проблемы со здоровьем.
- Требуйте информацию на государственном языке: все товары должны иметь информацию на русском и казахском языках для обеспечения прозрачности и доступности информации.
- Требуйте фискальные чеки. Они помогут вернуть некачественный небезопасный товар либо возместить ущерб.
Данный материал подготовлен исполнителем социального проекта — общественным объединением "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей".
Распространяемая ОО "МОО по ЗПП" информация о результатах исследований качества товаров (работ, услуг), а также иная информация не являются рекламой и способствуют реализации прав и законных интересов потребителей.
Для обращений по аналогичным фактам казахстанцы могут обратиться по ссылке в Instagram — OZPP.KZ, либо по телефону: 87054222739.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/incident/crime/2148565-v-taldykorgane-vyyavili-nesootvetstviya-v-markirovke-syra/