Top.Mail.Ru
Происшествия

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Как правильная маркировка защищает выбор потребителей, рассказали эксперты

Опубликовано:

Покупательница
Фото: ru.freepik.com

Эксперты общественного объединения "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей" рассказали, как покупать продукты с умом, какие скрытые опасности несет в себе неправильная маркировка товаров.

Казахстан славится любовью к чаепитию, которое уже давно стало традицией. Вечерние разговоры за столом, где каждый выбирает что-то по душе — от изысканных конфет до любимых сладостей, — это не просто привычка, а часть культуры.

Но так ли безопасны эти угощения и как сделать правильный выбор? Именно для того, чтобы помочь потребителям и предпринимателям лучше ориентироваться в этих вопросах, представители ОО "Мангистауское областное общество защиты прав потребителей" в период с июня по октябрь 2024 года проводили закупки, методом тайного покупателя, по всей стране. Эти закупки охватывали как продовольственные, так и непродовольственные товары.

Цель мероприятия заключалась не столько в поиске нарушений, сколько в поддержке потребителей и предпринимателей, а также в рекомендациях по обеспечению качества и безопасности товаров.

Сладости
Фото: Жанна Биятан

Так, в июне 2024 года представители общественного объединения закупили несколько видов кондитерских изделий в одной из торговых точек Петропавловска: сахаристые кондитерские изделия – драже "Лимончик" (2 кг), "СС JELLY CANDY" (30 г), маршмеллоу в форме косички со вкусом клубники (280 г), конфеты "Сластена" (2 кг) и чернослив в шоколаде (500 г).

По словам правозащитников, все товары успешно прошли комплексные экспертизы в аккредитованных лабораториях Северо-Казахстанского филиала АО "Национальный центр экспертизы и сертификации" и филиала РГП на ПХВ "Национальный центр экспертизы" Комитета санитарно-эпидемиологического контроля МЗ РК по Северо-Казахстанской области на содержание токсичных элементов и микотоксинов, подтвердив свою безопасность для здоровья. Однако не обошлось и без проблем: все образцы не соответствовали требованиям по маркировке пищевой продукции:

  • драже "Лимончик" (Россия) — маркировка представлена только на русском языке;
  • "СС JELLY CANDY" — отсутствуют сведения о производителе и его месте нахождения, показатели пищевой ценности и условиях хранения продукта представлены на английском языке, отсутствуют знак ЕАС и маркировка на русском и государственном языках;
  • маршмеллоу в форме косички со вкусом клубники (Китай) — маркировка имеется только на русском языке;
  • конфеты "Сластена" (Россия) — нет даты изготовления, имеется маркировка только на русском языке;
  • чернослив в шоколаде (США) — отсутствует информация о производителе и маркировка на государственном языке.

Маркировка — это не просто обязательная информация, а гарантия того, что покупатель осведомлен о составе и особенностях хранения продукта. Как отмечает эксперт-правозащитник Жанна Биятан, важно, чтобы каждая единица продукции, попадающая на полки магазинов в Казахстане, имела полную и точную маркировку. Это важно не только для покупателей, но и для самих предпринимателей, особенно для импортеров, которые обязаны следить за соответствием продукции требованиям законодательства, согласно Закона "О языках в Республике Казахстан", ответственность за соответствие маркировки товара требованиям лежит на импортерах.

Например, информация о дате производства позволяет потребителям оценить свежесть продукта. При этом соблюдение норм маркировки требует от бизнеса небольших усилий, но приносит значительные преимущества всем участникам рынка, помогая избежать недопонимания и конфликтов.

"Мы стремимся помочь предпринимателям избежать ошибок и нарушений, предлагая полезные рекомендации и поддержку. Потребители и предприниматели — партнеры в одной системе, и соблюдение стандартов маркировки помогает укрепить эту связь. Внимательное отношение к маркировке позволяет потребителям делать более безопасный выбор, а предпринимателям — выстраивать долгосрочные доверительные отношения с покупателями", — комментирует эксперт-правозащитник Алия Алибекова.

Эксперт рекомендует потребителям проверять маркировку, чтобы быть уверенными в безопасности продукции. А предпринимателям важно не забывать: даже если товар произведен за рубежом, на местном уровне он должен соответствовать стандартам Казахстана. Если маркировка выполнена правильно, это облегчает задачу и производителям, и покупателям, укрепляя доверие и создавая прозрачные условия на рынке.

Путь к ответственным покупкам и продажам

Правильная маркировка — это не просто формальность, а гарантия безопасности и комфорта потребителя. Задача ОО "МОО по ЗПП" — помогать потребителям и предпринимателям справляться с вызовами современного рынка, информировать о важных деталях и поддерживать высокие стандарты качества, заключили правозащитники.

Данный материал подготовлен исполнителем социального проекта – общественным объединением "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей".

Распространяемая ОО "МОО по ЗПП" информация о результатах исследований качества товаров (работ, услуг), а также иная информация не является рекламой и способствует реализации прав и законных интересов потребителей.

Отметим, для обращений по аналогичным фактам, вы можете обратиться по ссылке в Instagram - OZPP.KZ, либо по телефону 8 705 422 27 39.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/incident/crime/2161890-prava-potrebiteley-pod-ugrozoy-eksperty-nashli-narusheniya-v-markirovke-produktov/