Как правильная маркировка защищает выбор потребителей, рассказали эксперты
Опубликовано:
Эксперты общественного объединения "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей" рассказали, как покупать продукты с умом, какие скрытые опасности несет в себе неправильная маркировка товаров.
Казахстан славится любовью к чаепитию, которое уже давно стало традицией. Вечерние разговоры за столом, где каждый выбирает что-то по душе — от изысканных конфет до любимых сладостей, — это не просто привычка, а часть культуры.
Но так ли безопасны эти угощения и как сделать правильный выбор? Именно для того, чтобы помочь потребителям и предпринимателям лучше ориентироваться в этих вопросах, представители ОО "Мангистауское областное общество защиты прав потребителей" в период с июня по октябрь 2024 года проводили закупки, методом тайного покупателя, по всей стране. Эти закупки охватывали как продовольственные, так и непродовольственные товары.
Цель мероприятия заключалась не столько в поиске нарушений, сколько в поддержке потребителей и предпринимателей, а также в рекомендациях по обеспечению качества и безопасности товаров.
Так, в июне 2024 года представители общественного объединения закупили несколько видов кондитерских изделий в одной из торговых точек Петропавловска: сахаристые кондитерские изделия – драже "Лимончик" (2 кг), "СС JELLY CANDY" (30 г), маршмеллоу в форме косички со вкусом клубники (280 г), конфеты "Сластена" (2 кг) и чернослив в шоколаде (500 г).
По словам правозащитников, все товары успешно прошли комплексные экспертизы в аккредитованных лабораториях Северо-Казахстанского филиала АО "Национальный центр экспертизы и сертификации" и филиала РГП на ПХВ "Национальный центр экспертизы" Комитета санитарно-эпидемиологического контроля МЗ РК по Северо-Казахстанской области на содержание токсичных элементов и микотоксинов, подтвердив свою безопасность для здоровья. Однако не обошлось и без проблем: все образцы не соответствовали требованиям по маркировке пищевой продукции:
- драже "Лимончик" (Россия) — маркировка представлена только на русском языке;
- "СС JELLY CANDY" — отсутствуют сведения о производителе и его месте нахождения, показатели пищевой ценности и условиях хранения продукта представлены на английском языке, отсутствуют знак ЕАС и маркировка на русском и государственном языках;
- маршмеллоу в форме косички со вкусом клубники (Китай) — маркировка имеется только на русском языке;
- конфеты "Сластена" (Россия) — нет даты изготовления, имеется маркировка только на русском языке;
- чернослив в шоколаде (США) — отсутствует информация о производителе и маркировка на государственном языке.
Маркировка — это не просто обязательная информация, а гарантия того, что покупатель осведомлен о составе и особенностях хранения продукта. Как отмечает эксперт-правозащитник Жанна Биятан, важно, чтобы каждая единица продукции, попадающая на полки магазинов в Казахстане, имела полную и точную маркировку. Это важно не только для покупателей, но и для самих предпринимателей, особенно для импортеров, которые обязаны следить за соответствием продукции требованиям законодательства, согласно Закона "О языках в Республике Казахстан", ответственность за соответствие маркировки товара требованиям лежит на импортерах.
Например, информация о дате производства позволяет потребителям оценить свежесть продукта. При этом соблюдение норм маркировки требует от бизнеса небольших усилий, но приносит значительные преимущества всем участникам рынка, помогая избежать недопонимания и конфликтов.
"Мы стремимся помочь предпринимателям избежать ошибок и нарушений, предлагая полезные рекомендации и поддержку. Потребители и предприниматели — партнеры в одной системе, и соблюдение стандартов маркировки помогает укрепить эту связь. Внимательное отношение к маркировке позволяет потребителям делать более безопасный выбор, а предпринимателям — выстраивать долгосрочные доверительные отношения с покупателями", — комментирует эксперт-правозащитник Алия Алибекова.
Эксперт рекомендует потребителям проверять маркировку, чтобы быть уверенными в безопасности продукции. А предпринимателям важно не забывать: даже если товар произведен за рубежом, на местном уровне он должен соответствовать стандартам Казахстана. Если маркировка выполнена правильно, это облегчает задачу и производителям, и покупателям, укрепляя доверие и создавая прозрачные условия на рынке.
Путь к ответственным покупкам и продажам
Правильная маркировка — это не просто формальность, а гарантия безопасности и комфорта потребителя. Задача ОО "МОО по ЗПП" — помогать потребителям и предпринимателям справляться с вызовами современного рынка, информировать о важных деталях и поддерживать высокие стандарты качества, заключили правозащитники.
Данный материал подготовлен исполнителем социального проекта – общественным объединением "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей".
Распространяемая ОО "МОО по ЗПП" информация о результатах исследований качества товаров (работ, услуг), а также иная информация не является рекламой и способствует реализации прав и законных интересов потребителей.
Отметим, для обращений по аналогичным фактам, вы можете обратиться по ссылке в Instagram - OZPP.KZ, либо по телефону 8 705 422 27 39.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/incident/crime/2161890-prava-potrebiteley-pod-ugrozoy-eksperty-nashli-narusheniya-v-markirovke-produktov/