Top.Mail.Ru
Происшествия

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Проверка арахиса показала несоответствие маркировке: что это значит для потребителей

Опубликовано:

Арахис
Фото: pixabay.com

О важности правильной маркировки на примере арахиса рассказали правозащитники ОО "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей" (ОО "МОО по ЗПП").

Арахис — любимое лакомство многих людей. Его удобно брать с собой, употреблять как перекус или добавлять в различные блюда. Но далеко не каждый задумывается о том, что за этим простым продуктом могут скрываться серьезные риски. Для кого-то арахис — это полезный источник белка и полезных жиров, а для других — сильнейший аллерген, способный вызвать опасную реакцию организма. Важно помнить, что здоровье потребителей во многом зависит от того, насколько полную и точную информацию предоставляет производитель на упаковке, сообщают эксперты-правозащитники.

Именно на этот аспект — полноту и правильность маркировки — обратили внимание специалисты ОО "МОО по ЗПП", когда в начале июля 2024 года провели закупку методом тайного покупателя в одном из магазинов города Усть-Каменогорска. Были приобретены два вида арахиса:

  1. Арахис "ЮНН";
  2. Глазированный арахис "SLADUS".

Как отмечают общественники, целью данной акции стало проведение проверки, чтобы выяснить, насколько эти товары соответствуют установленным нормам безопасности и требованиям технических регламентов Таможенного союза: "О безопасности пищевой продукции", "Пищевая продукция в части ее маркировки" и "О безопасности упаковки". Ведь каждый потребитель заслуживает того, чтобы его выбор был основан на достоверной информации о продукте.

Оба образца были переданы в аккредитованную лабораторию филиала РГП на ПХВ "Национальный центр экспертизы" комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан по ВКО согласно договору о сотрудничестве, для комплексной экспертизы. По показателям безопасности и качеству продуктов оба образца не вызывают опасений — никаких вредных для здоровья ингредиентов в них обнаружено не было. Однако на этом хорошие новости закончились. При более детальном изучении продуктов выяснилось, что по части маркировки оба образца не соответствуют требованиям технических регламентов Таможенного союза, заявляют представители ОО "МОО по ЗПП".

Арахис "ЮНН"
Фото: Биятан Жанна

Арахис "ЮНН": частично отсутствует информация на казахском языке, что является нарушением прав потребителей на получение информации на государственном языке. Так, не указаны условия хранения, пищевая ценность продукта, а также важные данные о наименовании и местонахождении изготовителя. Кроме того, эксперты отметили, что отсутствует информация о материале упаковки и ее пригодности для контакта с пищевой продукцией, что также является нарушением технического регламента.

Глазированный арахис "SLADUS"
Фото: Биятан Жанна

Глазированный арахис "SLADUS": на казахском языке не указаны показатели энергетической ценности продукта, что делает его небезопасным для потребителей, следящих за своим рационом, особенно для тех, кто контролирует калорийность пищи. Также наименование продукта представлено лишь на русском языке, что может создать трудности для казахоязычных граждан страны, подытожили результаты проверки общественники.

По мнению Жанны Биятан, эксперта-правозащитника, многие покупатели не всегда осознают, что маркировка — это не просто текст на упаковке. "Это гарантия того, что они могут принять взвешенное, осознанное решение и избежать возможных рисков для здоровья. В особенности это касается аллергенных продуктов, таких как арахис. Если потребитель не может точно узнать, как хранить продукт или из чего сделана упаковка, это может привести к проблемам, начиная от пищевых отравлений и заканчивая аллергическими реакциями", — считает она.

Алия Алибекова, правозащитник ОО "МОО по ЗПП" отмечает: "Потребитель должен иметь возможность получить полную информацию о товаре ДО покупки. Это его право, защищенное законодательством. Особенно важно, чтобы эта информация была доступна на всех официальных языках страны, ведь каждый из нас должен иметь равные возможности для принятия решений, касающихся своего здоровья и безопасности".

А что делать покупателям?

Как отмечают эксперты-правозащитники, не каждому потребителю доступна возможность провести лабораторную экспертизу товара, тем более перед покупкой. Однако, покупая такие продукты, как арахис, который является сильным аллергеном, стоит внимательно читать маркировку. Если вы замечаете отсутствие информации на понятном вам языке или видите, что важные данные о продукте отсутствуют, это повод задуматься о качестве и безопасности такого товара. Помните, что информация на упаковке — это не просто текст, а ваш защитник на пути к безопасным покупкам!

Данный материал подготовлен исполнителем социального проекта — общественным объединением "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей".

При возникновении вопросов по аналогичным фактам вы можете обратиться по ссылке в Instagram — OZPP.KZ, либо по телефону: 87054222739.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/incident/crime/2167698-proverka-arahisa-pokazala-nesootvetstvie-markirovke-chto-eto-znachit-dlya-potrebiteley/