О правильной маркировке пищевой и парфюмерно-косметической продукции рассказали эксперты
Опубликовано:
В июле 2024 года в одном из магазинов Восточно-Казахстанской области представитель ОО "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей" приобрел твердое мыло и жевательную резинку с целью проверки на безопасность и соответствие требованиям техрегламентов. В данном материале общественники поделились результатами экспертизы и дали советы казахстанским потребителям.
"Когда мы приобретаем продукты и средства личной гигиены или парфюмерно-косметическую продукцию, редко задумываемся о том, как важно наличие информации на упаковке. Между тем, именно маркировка позволяет понять, что за продукт мы покупаем, как его использовать и какие могут быть риски. Она становится своеобразным "путеводителем" для потребителя, особенно в случаях, если у кого-то есть индивидуальные непереносимости определенных компонентов или специфические требования к уходу за кожей", – утверждает эксперт-правозащитник Алия Алибекова.
Что должна содержать маркировка парфюмерно-косметической продукции? Согласно техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС 009/2011) "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", производители обязаны указывать на упаковке следующие данные:
- Наименование и назначение продукции. Это не просто название, но и указание его предназначения: будь то крем для лица, мыло или шампунь;
- Состав. Включает полный перечень ингредиентов с указанием возможных аллергенов или агрессивных компонентов;
- Срок годности и условия хранения. Косметическая продукция имеет ограниченное время использования, особенно если речь идет о натуральных компонентах;
- Информация о производителе/заявителе. Контактные данные, включая адрес и телефон;
- Дата изготовления и идентификационные данные партии. Это необходимо для возможности отслеживания качества продукции;
- Описание возможных опасностей. Если продукт может быть вреден при попадании в глаза или вызывает аллергические реакции, такая информация должна быть указана на упаковке;
- Меры предосторожности и предупреждения об опасностях. Например, если продукт не предназначен для детей, это должно быть отражено на упаковке.
К сожалению, далеко не все производители и импортеры придерживаются этих требований. Нередко можно встретить продукцию, на которой отсутствует даже базовая информация, отмечают общественники.
В июле 2024 года в одном из магазинов ВКО представитель ОО "МОО по ЗПП" приобрел твердое мыло и упаковку жевательных резинок "Zizi", методом тайного покупателя, с целью проверки на безопасность и соответствие требованиям технических регламентов. Товары были направлены в аккредитованную лабораторию филиала РГП на ПХВ "Национальный центр экспертизы" КСЭК МЗ РК по Восточно-Казахстанской области.
По информации общественников, проведенные экспертизы выявили ряд несоответствий, которые нельзя назвать просто упущением:
- На упаковке жевательной резинки отсутствовала информация на казахском языке, что вызывает вопросы в части соблюдения требований маркировки. В данном случае отсутствие информации на государственном языке создает неудобства для значительной части населения;
- На упаковке мыла отсутствовала информация на русском и казахском языках, что само по себе является несоответствием законодательным требованиям, в том числе отсутствуют сведения о наименовании и составе продукта, данные о производителе/импортере, дата изготовления и срок годности, предупреждения и описания опасностей.
Это далеко не полный список выявленных недостатков у мыла, но каждый из них – это повод для тревоги, отмечают правозащитники:
- Отсутствие на упаковке информации о составе, условиях хранения или сроке годности – покупатели не могут правильно оценить, подходит ли им данный продукт, что может привести к нежелательным последствиям, например, возникновению аллергии, раздражению кожи или даже более серьезным последствиям;
- Отсутствие срока годности означает, что покупатель не знает, сколько времени продукт будет оставаться безопасным и эффективным. Использование просроченной косметики может вызывать кожные проблемы или снижать защитные функции кожи;
- Отсутствие контактных данных производителя/импортера – в случае выявления проблемы потребитель не сможет узнать, кто ответственен за качество товара.
Алия Алибекова, эксперт-правозащитник, отметила:
"Потребители должны понимать, что несоответствие маркировки – это не просто недочет, а реальная угроза их безопасности. Советы, как всегда, просты: внимательно изучите упаковку перед покупкой и, если что-то вас насторожило и вызвало сомнения, это повод задуматься, стоит ли рисковать здоровьем ради такой покупки, лучше откажитесь от нее. И еще, не стесняйтесь спрашивать у продавцов сертификаты соответствия и задавать им вопросы относительно безопасности и качества продукции".
Эксперты напоминают, важно помнить, что соблюдение требований к маркировке – это не формальность, а залог безопасности потребителей. Производители и импортеры обязаны соблюдать эти нормы, а потребители, в свою очередь, должны быть внимательными и ответственными, выбирая продукцию. Ведь только так можно снизить риск и обеспечить безопасность себе и своим близким.
Данный материал подготовлен исполнителем социального проекта – общественным объединением "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей".
При возникновении вопросов по аналогичным фактам, вы можете обратиться по ссылке в Instagram - OZPP.KZ, либо по телефону 8 705 422 27 39.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/incident/crime/2168010-eksperty-po-zashchite-prav-potrebiteley-rasskazali-o-pravilnoy-markirovke-parfyumerno-kosmeticheskoy-produkcii/