"Поразило стремление к жизни": пилот вертолета рассказал о спасении альпиниста в горах Алматы
Опубликовано:
Результат работы спасателей нередко зависит от того, насколько быстро придет помощь. Но случается и так, что в некоторые места, где пострадавшим требуется подмога, не добраться ни пешком, ни на автомобиле. Тогда на помощь приходит авиация и управляющие ей люди, передает NUR.KZ.
Серик Кожагулов, пилот вертолета, окончив Актюбинское летное училище, а затем отработав много лет пилотом самолета гражданской авиации, в 2011 году пришел в "Казавиаспас". Пришлось пройти переобучение сначала на вертолет МИ-8, потом - КА-32, после чего в 2016 году Серик Каирович получил звание командира воздушного судна. На сегодня он имеет 8000 часов общего налета и 1500 - на вертолете.
"Работа здесь интереснее и более благодарная, так как приходится спасать людей, в том числе, и маленьких детей. Вылетаем не только на чрезвычайные ситуации, но и на их профилактику, например, на проверку мореных озер, селеопасных участков.
А также на ДТП - там нужно быть оперативным, ведь у медиков есть понятие "золотого часа", во время которого нужно успеть оказать помощь - от этого зависит жизнь пострадавшего", - рассказывает Кожагулов.
Свой первый полет на вертолете он помнит до сих пор - тогда пилота впечатлила красота Алматы и окрестностей города, которую не разглядеть, по его словам, из самолета - водопады, горы, озера.
Тем не менее, и красота гор порой может быть опасна. Так, в один из вылетов, спасателям пришлось оказывать помощь иностранцу, который вместе с группой альпинистов отправился в горы. Мужчина сорвался и сломал ногу, товарищи вызвали ЧС-ников. Серик Кожагулов, тогда еще будучи вторым пилотом, участвовал в спасательной операции.
"Сотрудники республиканского оперативно-спасательного отряда добрались до него, наложили гипс, оказали первую помощь, а спустить альпиниста вниз было довольно проблематично, потому вызвали нас. Но вертолету негде было приземлиться, лишь был небольшой уступ поблизости.
Командир экипажа, Сергей Иванович Корольков, смог опуститься на два колеса на этот уступ. Мы думали о том, как заносить пострадавшего в вертолет, но он, увидев воздушное судно, сам смог попасть внутрь. Меня тогда поразило то, как стремление к жизни придет силы человеку", - говорит пилот.
По его словам, полет был довольно сложным, так как выполнялся на высоте до трех тысяч метров, куда не каждый пилот сможет поднять машину и удержать ее. Благо, командир был очень опытный.
В другой раз довелось спасать из снежного плена детей, оказавшихся в горном лагере, дорогу к которому завалило лавиной. Пилот отмечает, что дети, скорее, были рады возможности прокатиться на винтокрылой машине, не осознав опасности.
Серик Кожагулов участвовал в устранении многих резонансных ЧП - к примеру, пожаров на барахолке и на мусорном полигоне в Алматинской области. Тушение пожаров - тоже весьма рискованная ситуация для авиатехники.
"Каждый раз при подходе нужно определять направление ветра, куда идти и с какой стороны подходить, куда лучше сбросить воду для максимальной эффективности.
Например, когда тушили огонь на Кок Тобе, сложность состояла в том, что вокруг было много проводов, нужно было не задеть их, также была трудность с забором воды из речки. К слову, вертолет может поднять за раз до пяти тонн воды", - рассказывает Серик Кожагулов.
Используются вертолеты "Казавиаспаса" и в санавиации - перевозке пациентов. Для этого есть специальный модуль, который крепится в салоне и превращает вертолет практически в реанимацию. Пациентов сопровождают медики со специальным допуском. Однажды пришлось перевозить маленького ребенка, которому впоследствии, увы, не удалось помочь.
За судьбой таких пассажиров пилоты по мере возможностей следят, интересуются их состоянием и радуются, когда оказанная помощь дает свои плоды. К слову, пилоты тоже обучены азам медицинской помощи, правда, по словам Серик Каировича, использовать навыки в деле не приходилось.
По словам Серика Кожагулова, практически все командиры "Казавиаспаса" имеют допуск на вылет в минимальной видимости, при облачности, практически при очень плохой погоде - это нарабатывается для того, чтобы ненастье не могло помешать спасению нуждающихся в помощи. Также "Казавиаспас", по его рассказу, используют современные, новые и надежные вертолеты.
"Всегда нужно быть в боеготовности, когда мы приходим на дежурство, то проходим медкомиссию, техники готовят борт, и ждем. Если что-то случается, то в течение часа-полутора часов мы вылетаем.
Если нет вылетов, проходим обучение, готовимся к сезонной навигации, дважды в год отрабатываем разные ситуации на тренажерах. Наша задача - выполнить работу максимально безопасно", - рассказывает пилот.
Безопасность - один из приоритетов спасателей, ведь нужно не только уберечь себя и технику, за которую пилоты в ответе, но и, в первую очередь, помочь пострадавшим. А кроме того, дома Серика Каировича ждут жена и дочь, которая очень гордится успехами смелого папы.
19 октября спасатели нашей страны празднуют свой профессиональный праздник.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/incident/emergency/1822974-porazilo-stremlenie-k-zizni-pilot-vertoleta-rasskazal-o-spasenii-alpinista-v-gorah-almaty/