Air Astana намерена купить 30 Boeing 737 Max, запрещенных после гибели 346 пассажиров
Опубликовано:
19 ноября стало известно, что национальный авиаперевозчик Air Astana собирается купить 30 самолетов Boeing 737 MAX 8 для своей дочки – лоукостера Fly Arystan. Их стоимость по каталожным ценам составляет 3,6 миллиарда долларов, передает NUR.KZ.
О своих планах Air Astana объявила на минувшем авиасалоне в Дубае. Кроме того, там же Boeing получила твердый заказ 10 Boeing 737 Max 7 и 10 Boeing Max 10 от авиакомпании, чье название не разглашается. Таким образом, всего корпорация намерена продать 50 самолетов стоимостью около 6 миллиардов долларов.
В пресс-релизе Air Astana отмечается, что Fly Arystan в первые же месяцы после запуска показал высокие продажи билетов. Авиакомпания намерена расширить «стремительно растущую» сеть внутренних перевозок и в декабре запустить международные рейсы в Москву.
Президент авиакомпании Питер Фостер заявил об уверенности в том, что 737 MAX «станет прочной основой для развития FlyArystan в регионе после возвращения в эксплуатацию».
Спустя некоторое время, впрочем, Air Astana выпустила дополнение к пресс-релизу, в котором уточняется, что заключенное соглашение о намерении купить самолеты будет далее обсуждаться с Boeing и подлежит одобрению совета директоров и акционеров.
В компании добавили, что 15 единиц MAX купят в собственность и 15 единиц – в лизинг. Департамент по производству полетов и инженерно-технический департамент пройдут тренинги и получат техническую поддержку от Boeing.
«Поскольку возобновление эксплуатации 737 MAX ожидается весной 2020 года, то у FlyArystan будет примерно 18 месяцев для мониторинга ситуации с эксплуатацией 737 MAX другими авиалиниями», – подчеркнули в дополнении.
В пресс-службе авиакомпании на просьбу уточнить сроки сделки пояснили, что ориентировочно поставки ожидаются в конце 2021 года.
Кровавая история 737 MAX
Всего за год два самолета этой модели потерпели крушение. Первый раз был в октябре 2018 года в Индонезии, тогда погибли 189 пассажиров Lion Air. В марте 2019-го в Эфиопии через шесть минут после взлета упал борт Ethiopian Airlines, умерли 157 человек.
Произошедшие катастрофы привели к действующему по сей день полному запрету полетов 737 MAX по всему миру, включая Казахстан, и двукратному сокращению поставок самолетов Boeing во втором квартале 2019 года.
ФБР установило, что крушения обоих лайнеров в теории можно было предотвратить, если бы жалобы на пробелы в программе подготовки пилотов 737 не остались лишь в переписке бывшего ведущего специалиста по подготовке пилотов Boeing Марка Форкнера с руководством.
А недавно в бюро выяснили, что Форкнер намеренно лгал, заявляя, что для того, чтобы летать на MAX, не нужна дополнительная система подготовки. Об этом стало известно из разговора агентов с коллегой Форкнера.
Расследование катастрофы в Эфиопии пока не закончено. 353-страничный отчет о крушении в Индонезии обнародован спустя год после трагедии.
Главной причиной произошедшего, по выводам следователей, стала неадекватная работа бортовой системы (MCAS), отказавшая из-за всего одного неисправного датчика, который не проверили технические службы.
Как сейчас обстоят дела с заказами 737 MAX?
Бюджетная авиакомпания Саудовской Аравии Flyadeal отказалась от намерений купить 50 самолетов Boeing 737 MAX в пользу лайнеров европейской авиастроительной корпорации Airbus.
Air Lease Corp. хотела приобрести пятнадцать 737 MAX, неназванный клиент – три. В итоге оба заказчика отказались от покупки. При этом Boeing утверждает, что отказ случился не из-за запрета на полеты для самолетов этого типа.
Американские авиакомпании Southwest Airlines, United Airlines и American Airlines планируют организовать демонстрационные полеты 737 MAX перед официальным возобновлением их эксплуатации, чтобы укрепить доверие заказчиков и пассажиров к этой модели.
На тест-драйвы отвели несколько недель. На борт будут брать пилотов, членов руководства, представителей заказчиков и журналистов.
В связи с этим American Airlines передвинула возвращение к эксплуатации 737 MAX с января на март 2020 года.
Southwest Airlines также может вернуться к опальным самолетам только в будущем марте.
Канадская авиакомпания Air Canada продлила решение об отмене всех полетов на 737 MAX до 14 февраля 2020 года.
Группа «Аэрофлот» ожидает поставку трех самолетов Boeing-737 MAX в конце 2019 года, еще трех в 2020 году.
Украинская авиакомпания МАУ тоже планировала поступление трех «максов» в свой флот с марта по июнь 2019 года, но так как их полеты остановили по всему миру, этого не произошло.
Сейчас МАУ «ведет активный диалог с производителем самолетов Boeing 737 MAX и внимательно следит за ходом расследования катастрофы рейса ET302».
«Уральские авиалинии» в 2018 году договорились с Boeing о поставке 14 «максов». Два из них компания планирует получить до конца 2019 года. В 2018 году компании договорились о поставке 14 воздушных судов.
Ирландская Ryanair отличилась нестандартным решением. Авиакомпания, судя по всему, считает, что как корабль назовешь, так он и поплывет. Купив около 200 Boeing 737 MAX, Ryanair решила переименовать их в Boeing 737 8200.
Турецкая авиакомпания SunExpress намерена купить десять Boeing 737 MAX за 1,2 млрд долларов.
Российское ООО «Авиакапитал-Сервис» обвинило Boeing в намеренном утаивании информацию о летной годности MAX своим клиентам, чтобы они купили 35 самолетов. Дочка «Ростеха» подала в суд на корпорацию, чтобы расторгнуть контракт.
Что делает Boeing?
В настоящее время корпорация работает над получением сертификации от Федерального управления гражданской авиации США (FAA) и возвращением MAX в эксплуатацию.
Этот процесс состоит из пяти ключевых этапов:
1. Сеанс сертификации симулятора eCab: многодневная оценка FAA симулятора eCab, чтобы убедиться, что вся система программного обеспечения выполняет свои функции как в обычном режиме, так и при наличии системных сбоев;
2. Оценка рабочей нагрузки пилотов: отдельная многодневная симуляционная сессия испытаний с пилотами авиакомпаний для оценки человеческого фактора и рабочей нагрузки экипажа в различных условиях;
3. Сертификационные летные испытания FAA с окончательно обновленным программным обеспечением;
4. Заключительное представление Boeing в FAA;
5. Оценка обучения на тренажерах Объединенной комиссии по оперативной оценке (JOEB). JOEB, являющийся мультирегулирующим органом, проводит многодневную сессию на тренажерах с пилотами по всему миру для подтверждения требований к обучению. После сеанса на тренажере Совет по стандартизации полетов (FSB) опубликует отчет для общественного обсуждения с последующим окончательным утверждением обучения.
Boeing и FAA «успешно завершили» первый из этих этапов в начале ноября и сейчас работают над оценкой пилотных линий FAA и сертификационными летными испытаниями FAA.
Реакция МИИР
Министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов заявил, что Air Astana не сможет купить Boeing 737 MAX, пока Казахстан не снимет запрет на их эксплуатацию. А запрет может быть продлен при необходимости.
В материале использовались данные РБК, ТАСС, Интерфакс, BBC, Financial Times, The Wall Street Journal, а также информация с официальных сайтов Boeing и перечисленных авиаперевозчиков.
В нашем Telegram-канале только самые важные и интересные новости. Это удобно. Подписывайтесь!
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/incident/emergency/1828245-air-astana-namerena-kupit-30-boeing-737-max-zapresennyh-posle-gibeli-346-passazirov/