Российский профессор Исак Фрумин о влиянии пандемии на образование: Это был идеальный шторм
Опубликовано:
В ежегодном августовском совещании казахстанских педагогов принял участие профессор, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. Он поделился данными и выводами российских ученых о том, как пандемия повлияла на образование. Эксперт был приглашен не случайно, ведь опыт России, как и Казахстана, оказался во многом схож, пишет NUR.KZ.
Образование справилось со своей задачей в период пандемии, считает Исак Фрумин.
«Когда мне говорят, справилось или не справилось образование, мне кажется, это абсурдный вопрос. Вот если бы мы потеряли детей, в том смысле, если бы они болтались, если бы мы допустили через школы массовое распространение заболевания — вот это действительно была бы проблема. Мы можем сказать, что мы справились, потому что задача, которая стояла перед образованием, была просто феноменально сложная», — высказался известный российский профессор.
По его мнению, еще 30 лет назад переход на дистанционное обучение был бы невозможен.
«Ежедневно в РФ почти 3 миллиона уроков проводилось в таких условиях, в каких 30 лет не проводилось никак. В лучшем случае, все смотрели бы телевизор. Это был идеальный шторм», — отметил эксперт.
Он также остановился на главных уроках, которые были извлечены из пандемии.
«Самый главный урок — мы увидели семью. Мы знаем, что роль семьи огромная. Но мы увидели ее. Нас страшно обеспокоил тот факт, что в РФ треть семей оценила взаимодействие со школой на единицу по 10-балльной шкале. Они крайне были фрустрированы, недовольны. Но они же оказались главными героями. Мы не учим родителей помогать детям, работать с нашими цифровыми ресурсами. Но мы получили важный урок, и наша задача — удержать потенциал семьи и помочь освоить технологии», — подчеркнул Фрумин.
Еще одно открытие, которое удалось сделать во время пандемии — это то, что вложения государства в цифровую инфраструктуру оказались не очень востребованы.
«Мы вкладывали в интерактивные доски, компьютерные классы. Ну и что, эти доски висели в пустых кабинетах. Но даже если посмотреть на цифровые ресурсы, выясняется, что три четверти этих ресурсов шли фактически на оцифровку бумажных учебников. Хотя дети во время дистанционного обучения сидели дома и могли смотреть дома эти учебники. Всего четверть средств шла на интернет-ресурсы, которые ребенок мог бы использовать самостоятельно», — сделал вывод ученый.
По его словам, на российском рынке нет удобных образовательных ресурсов и технологий. Поэтому необходимо изменить приоритеты в господдержке цифровых ресурсов.
В числе проблем также дефицит самостоятельности учеников и студентов, дефицит общения у учащихся. Потому будущее все же не за дистанционным образованием в чистом виде, а за комбинированными технологиями.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/incident/emergency/1870615-rossijskij-professor-isak-frumin-o-vlianii-pandemii-na-obrazovanie-eto-byl-idealnyj-storm/