Павел Коктышев: Инноваторы должны иметь мышление миллионеров
Опубликовано:
В следующем году в Казахстане запустят проект грантового финансирования потенциально успешных стартап-проектов. Благодаря реализации госпрограммы «Цифровой Казахстан» наблюдается рост инвестиций в IT-сферу. Только за прошлый год привлечено порядка 50 млн долларов. О том, как создать стоящий стартап, чтобы в него захотели «вложиться», о здоровой конкуренции, а также почему важно мыслить как миллионеры, мы поговорили с заместителем председателя холдинга «Зерде» Павлом Коктышевым.
- Павел, в современном мире все настолько быстро и стремительно меняется. Как сегодня выглядит IT-картина мира?
- Однозначно диджитал-технологии – это тренд сегодняшнего дня. Сложно быть не связанным с этим явлением. Во всем мире активно развиваются Искусственный интеллект, big data. Одним из ярких лидерских сегментов является электронная коммерция. Компании США и Китая в этом деле имеют огромный успех. Но дальше разбивка совершенно разнообразна, вплоть до индустриальных решений в цифровизации слаборазвитых отраслей промышленности.
- Вы упомянули отрасли промышленности. Как считаете, почему наши стартаперы в основном с головой «уходят» в разработку сайтов и приложений, чем в улучшение работы экономического сектора?
- Во многом потому, что это непростые сферы, и в них тоже нужно иметь опыт работы. Допустим, человек не сможет придумать удобное решение для строительной отрасли, если он в ней не работал или не взаимодействовал c ней. К примеру, средний возраст успешных стартаперов за рубежом, в частности в Израиле, 42 года. Это люди, которые уже вышли с определенным багажом знаний, жизненным опытом. Не всегда у молодого IT-специалиста есть то же самое. В Astana Hub мы пытаемся исправить ситуацию. На этой площадке присутствуют не только сами стартаперы, но и инвесторы, заказчики, представители корпоративного сектора, госорганов. Они открыто начинают говорить о том, что им нужно, какой есть спрос.
- Часто ли к вам в Astana Hub приходят ребята с однотипными решениями? Какую работу вы проводите с ними?
- Да, бывает такое, что талантливые ребята, которые имеют призовые места на международных олимпиадах, приходят с идеей приложения бронирования записи к парикмахеру, например. Стартапы всегда нужно тестировать на рынке. Я допустим, пользуюсь данным приложением, но таких людей - немного. Скорее всего, создатели столкнулись с такой проблемой и решили на этом основании сделать продукт, потратить ресурсы, время, но не учли, что вероятность его провала велика. Особенно, когда подобных проектов сотни. Это от части вопрос мышления, нужно выйти за границы тех реалий, которые ты видишь.
Понимаете, это большой трансформационный процесс, когда ты предлагаешь талантливой команде, технически подкованной отказаться от очередной версии какого-либо сервиса, который окажется провальным, и перенаправить ее в другую сторону. Надо людей не сломать, но замотивировать. Результат, который мы имеем в виде привлеченных инвестиций в хабе, заключенных контрактов – это кропотливый труд большого количества людей.
- А бывает ли такое, что после первого провала стартаперы опускают руки?
- Не бывает фундаментальных провалов. Есть стартап, который предлагал создать смарт-кошелек. То есть это физический кошелек, где хранятся все карты, дисконты, он удобен в использовании и защищен от краж. Вчера – это еще было актуально, но сегодня – нет. Ввели Apple Pay, многие банки внедрили бесконтактные платежи, скидочные карты можно разместить в смартфоне. Сейчас эта компания делает приложение «кошелек», которое хранит карты, ведет учет расходов. Они услышали сигнал с рынка и изменили свою стратегию.
- Что нужно делать для привлечения венчурных инвестиций, чтобы люди хотели вкладываться именно в стартапы, а не в очередной ресторан или салон красоты?
- Часто бизнес-ангелы не имеют опыта работы с технологиями. Они создали свой капитал в других сферах экономики. Поэтому здесь самое главное – это взаимопонимание между стартапером и инвестором. Не нужно делать ставку на то, что богатый дядя из списка Forbes один возьмет и профинансирует проект. Бизнес-ангелы чаще всего инвестируют в консорциумах.
То есть обычно, это группы, которые делят между собой риски и небольшими суммами вкладывают деньги. В рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан» мы начинаем увереннее привлекать средства. В 2016-17 годах, в среднем, венчурные инвестиции в IT-рынок держались на уровне 20-25 млн долларов. В прошлом году было вложено почти 50 млн. Инвестиции должны быть «умными» и так как этот рынок еще не сформировался, государство его может стимулировать.
Во всем мире это делается путем софинансирования. В планах у Astana Hub сделать грантовый инструмент для потенциально успешных проектов. Работать это будет так: 50% вкладывает сам проект либо его инвестор и 50% - помощь от государства.
- Что на ваш взгляд является основными критериями привлекательного проекта?
- Команда должна быть заточена не только на технические решения, но и на масштабирование. Об этом важно задумываться еще на ранней стадии проекта. Мы знаем много хороших стартапов, которые не растут. Поэтому инноваторы должны иметь мышление миллионеров.
Ведь это настоящая авантюра! Когда человек вступает в создание бизнеса, он наверняка уходит с места работы, рискует сбережениями. И все это должно быть не просто так, а ради большого рынка, большого богатства, которое мультиплицируется, и возникает ситуация win-win. Сам основатель получает деньги, инвестор зарабатывает и может дальше вкладывать в другие проекты, и государству воздается наличием технологий, качественных рабочих мест.
- Сегодня создано много условий для запуска своей компании – это и налоговые льготы, и стартап-виза, что открывает дорогу многим зарубежным специалистам. Не вытеснят ли они наших местных ребят?
- Нам за иностранных специалистов нужно еще побороться. Создание визы пока лишь первый этап. Это идея Президента, чтобы Astana Hub был международным центром. Но на сегодняшний день лишь порядка 15-20% проектов иностранные. В основном их создают ребята из ближнего зарубежья. Но это не тысячи, не миллионы людей. Тогда как во многих странах идет откровенная борьба за таланты.
Мы создали инфраструктуру под это, и теперь тоже готовы бороться. Многие страны практикуют привлечение легионеров в спорте. В бизнесе должна проводится такая же работа. Для некоторых это дискомфорт знать, что завтра кто-то может занять их рабочее место или прийти с альтернативным проектом. Но так и возникает здоровая конкуренция. И без нее никак.
Автор: Екатерина Зунзяк
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/kaleidoscope/1806941-pavel-koktysev-innovatory-dolzny-imet-myslenie-millionerov/