Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Железная дорога жизни - первая концессия в Казахстане

Опубликовано:

Марат Медеубаев
Фото: Facebook

Вот уже 10 лет как по железнодорожной линии Шар – Усть-Каменогорск осуществляется доставка грузов и пассажиров во все регионы Казахстана, ближнее и дальнее зарубежье.

С точки зрения деятельности всей железнодорожной отрасли, которая перешагнула столетний рубеж, срок невелик. Но «особенность» железнодорожного участка Шар – Усть-Каменогорск, строительство и эксплуатацию которого осуществляет акционерное общество «Dosjan temir joly», в том, что это первый проект в отрасли, реализованный с привлечением частных инвестиций, т.е. по схеме концессии.

Огромная роль в успешной реализации проекта и его стабильная работа была бы невозможна без профессионалов своего дела, которые трудятся в отрасли не один десяток лет.

Сегодняшняя встреча тому подтверждение, так как собеседниками будут председатель Совета директоров АО «Dosjan temir joly» Медеубаев Марат Жолдыевич и советник Председателя Правления АО «Dosjan temir joly» Исинаманов Борис Александрович.

Борис Александрович – один из «мэтров» железнодорожной отрасли, проработавший в системе более 55 лет!

При его непосредственном участии были построены сотни километров железных дорог в Казахстане.

Участок Хромтау – Алтынсарино на западе Казахстана один из первых. Далее было участие в строительстве участков Жетыген – Хоргос, Шалкар – Бейнеу, Жезказган – Саксаульская. За успехи в работе награжден орденами «Знак Почета» и «Барыс» III степени, а также отмечен званием «Почетный железнодорожник».

Марат Жолдыевич Медеубаев долгие годы возглавлял локомотивное хозяйство Республики, награжден орденом «Құрмет», знаком «почетный железнодорожник», занесен в «Книгу почета «Болат жолдың даңқты еңбеккерлері», отдал отрасли более 35 лет и продолжает работать во благо железной дороги Казахстана.

Марат Жолдыевич, участок Шар – Усть-Каменогорск первый в истории Республики Казахстан проект, построенный с привлечением частного капитала, который эксплуатируется на концессионной основе. Скажите пожалуйста, оправданы ли были риски, ведь до этого вся железная дорога в Казахстане строилась за счет государства.

Железная дорога жизни - первая концессия в Казахстане

М.Ж.: Отечественная железнодорожная отрасль имеет вековую историю. На протяжении всего периода деятельности она выполняла и продолжает выполнять важные государственные задачи по осуществлению грузовых и пассажирских перевозок не только на территории страны, но и за ее пределами.

Все мы знаем, как тяжело было в тот период развивать экономику только силами и за счет государства.

Нужно было привлекать инвестиции. Правительством РК была разработана Стратегия развития Республики Казахстан до 2030 года, которая это предусматривала.

В марте 2005 года, в соответствии со Стратегией, Постановлением Правительства было создано акционерное общество «Dosjan temir joly» (далее – Компания), основной целью которого была реализация проекта по строительству и эксплуатации железнодорожной линии Шар – Усть-Каменогорск, а уже в 2009 году было открыто грузовое, а затем и пассажирское движение.

Строительство линии позволило избежать длительных пограничных и таможенных процедур, которые проводились при пересечении границы с Российской Федерацией и тем самым сократить до 10-15 часов доставку грузов и пассажиров до пунктов назначения.

Б.А.: В настоящее время по железнодорожному участку перевозится порядка 9 млн тонн грузов в год. И есть предпосылки к его увеличению, так как потребности региона в перевозках стабильно растут, увеличивается количество контейнерных перевозок.

Хотелось бы отметить, что одно из крупнейших предприятий республики – компания Казцинк, также осуществляет перевозки своих грузов через участок Шар – Усть-Каменогорск.

Также на участке организованно пассажирское сообщение, в том числе и скоростное, которое обеспечивает доставку пассажиров из Восточного региона до городов Нур-Султан, Алматы, Семей, Павлодар и т.д.

Железная дорога жизни - первая концессия в Казахстане

Сегодня с большой уверенностью можно сказать, что Компания, эксплуатирующая железнодорожную линию Шар – Усть-Камененогорск – это стабильно работающее предприятие, которое является «локомотивом» экономики и входит в число крупнейших налогоплательщиков Восточного Казахстана.

Любое предприятие, начинающее работу с «нуля», в начале своей деятельности сталкивается с определенными трудностями. Были ли таковые у компании «Dosjan temir joly»?

М.Ж.: Если говорить откровенно, к положительной динамике в перевозках и экономике в целом Компания пришла не сразу.

Как Вы уже сами отметили, строительство железнодорожного участка Шар – Усть-Каменогорск – это первый проект в транспортной отрасли Казахстана, который был реализован с привлечением частного капитала, проще говоря, по схеме концессии.

Были трудности и в период строительства и в период эксплуатации на начальном этапе.

Недостаточно была развита законодательная база. Техническая документация по взаимодействию с Национальным перевозчиком в лице АО «НК «КТЖ», грузоотправителями и грузополучателями отсутствовала.

Какие шаги были предприняты, для того чтобы предприятие заработало? Были ли поставлены какие-либо цели, задачи?

М.Ж.: Компания работала, но работала в «минус».

Все, что она зарабатывала при осуществлении своей деятельности, все доходы, шли на погашение кредитов и выкуп облигаций.

Учитывая сложившуюся ситуацию, было принято решение о разработке Стратегии развития АО «Dosjan temir joly» на период 2018-2028 годы, т.е. до конца срока концессии и реализации ее в полном объеме.

Таким образом, перед Компанией были поставлены определенные цели и задачи для успешной дальнейшей производственной и финансовой деятельности.

Первое – это обеспечение безопасности движения поездов, путем безукоризненного следования всем правилам и положениям об обеспечении безопасности движения поездов и технике безопасности, капитальный ремонт земляного полотна и поддержка состояния рельсовой колеи на уровне не более 40 баллов.

Второе - фокусирование на эксплуатации железнодорожной линии и прекращение ведения непрофильных видов деятельности путем передачи их в аутсорсинг. Необходимо отметить, что эта задача Стратегии в полной мере соответствует подписанному в 2005 году Концессионному соглашению, которое предусматривает привлечение подрядных организаций на эксплуатацию железнодорожной линии.

В этой связи в середине 2018 года содержание железнодорожной линии и в 2019 году управление некоторыми видами бизнес-процессов было передано в аутсорсинг.

С финансовой точки зрения основными целями и задачами для Компании сегодня являются:

  • формирование финансовой основы для обеспечения выплат по вознаграждению, путем оптимизации структуры операционных расходов и привязки их к грузообороту;
  • полное погашение основного долга концессионера до истечения срока концессионного соглашения согласно разработанной финансово-экономической модели;
  • возврат инвестиций акционерам Общества путем выплаты дивидендов.

Это, насколько я понимаю планы долгосрочные. Когда же ждать результатов?

Б.А.: Хочу отметить, что выполнение указанных задач дало свои плоды, практически, уже через год после начала реализации.

Положительная динамика состояния пути говорит сама за себя.

Так в 2017 году средний балл состояния пути был на уровне 48 баллов, в 2018 году – 36,5 баллов, а по итогам 11 месяцев 2019 года он снизился до 26.

Для людей не связанных с железной дорогой, говоря простым человеческим языком из «ударников», железнодорожная линия перешла в разряд «отличников» и такая оценка дается не людьми, а беспристрастной техникой на ежемесячной основе.

М.Ж.: С учетом принятых мер по оптимизации эксплуатационных расходов, снижению себестоимости продукции за счет передачи в аутсорсинг непрофильных видов деятельности и более рационального использования материальных ресурсов были достигнуты основные цели Стратегии, которые позволили выйти на положительные экономические показатели.

Так, в 2018 году впервые с начала эксплуатации получена реальная чистая прибыль от деятельности, что позволило осуществить частичный выкуп основного облигационного долга в размере 1 млрд тенге, а также аккумулировать денежные средства для своевременного исполнения обязательств по облигациям и займам.

Значительным положительным моментом в деятельности Компании является тот факт, что не был допущен дефолт по облигационному займу, т.к. из тринадцати купонных периодов, т.е. за 13 лет за несвоевременное исполнение обязательств было допущено девять дефолтов, пять из которых выплачены с привлечением средств республиканского бюджета.

В целом же ожидается, что экономический эффект от реализации Стратегии развития до окончания срока концессии превысит 1 млрд тенге.

Результаты работы, которые сегодня показывает Компания, наверное не были бы достигнуты без соответствующего кадрового потенциала. Как решается этот вопрос в «Dosjan temir joly»?

Б.А.: На железнодорожной линии, как в производстве, так и среди управленческого персонала сегодня работают специалисты, которые с первого дня обеспечивают стабильную работу железнодорожной линии Шар – Усть-Каменогорск.

Но Компания активно привлекает и молодых специалистов.

И сегодня, я считаю, созданы все необходимые условия для плодотворной деятельности.

Это и обязательное обучение для молодых специалистов, и повышение квалификации для работников всех направлений.

Кроме того, в целях реализации Стратегии развития и обеспечения эффективной деятельности общества для каждого работника внедрены ключевые показатели деятельности (КПД) и система мотивации в соответствии со стандартами рынка труда.

На всех уровнях организационной структуры от административного до производственного персонала обеспечивается социальный пакет, предусмотренный Коллективным договором, а также работает система стимулирования добросовестного труда.

Таким образом, результаты работы, которые за последние два года оказались лучшими показывают, что Компания движется в правильном направлении.

Железнодорожники Общества достойно справляются с поставленными задачами, а по некоторым производственным и финансовым показателям в отрасли после их выполнения ожидается стабильная положительная динамика.

Так, ежегодный прирост грузооборота ожидается на уровне 2-3%, а доходов от перевозок 7-8%, что позволит Компании в первую очередь обеспечить своевременное выполнение облигационных и кредитных обязательств перед Правительством, акционерами и частными инвесторами, а также предусмотреть определенные расходы на модернизацию активов, внедрение новых технологический решений в сфере железнодорожного транспорта.

М.Ж.: Пользуясь случаем, хочу поздравить всех казахстанцев с предстоящим праздником – Днем независимости Республики Казахстан! Этот праздник по праву считается символом свободы и могущества нашего государства. За годы независимости мы добились мирового признания и большого прогресса. Сегодня подрастает новое поколение, впитавшее дух свободы, успеха и победы.

Поколение, которое своими добрыми делами и достижениями прославляет наш Казахстан!

Желаю Вам крепкого здоровья, благополучия и стабильности! Пусть в вашем доме всегда царят мир, согласие и взаимопонимание, а Ваш труд приносит большую пользу.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/kaleidoscope/1828986-zeleznaa-doroga-zizni-pervaa-koncessia-v-kazahstane/