Дамежан Садвокасова: Наша задача – «не накормить рыбой, а дать удочку и научить ловить»
Опубликовано:
В интервью NUR.KZ директор департамента развития политики социальных услуг Дамежан Садвокасова рассказала, как ведомство проводит модернизацию работы социальных служб и каких результатов удалось достичь.
Дамежан Толеубаевна, расскажите, пожалуйста, что из себя представляют современные социальные службы в Казахстане?
Социальные службы – это организации различных форм собственности, а также физические лица, предоставляющие специальные социальные услуги.
В системе социальной защиты действует 931 организация социального обслуживания. Большинство из них – это отделения соцпомощи на дому.
К оказанию социальных услуг привлечен частный сектор, развивается волонтерское движение.
В результате у нуждающихся в социальном обслуживании лиц появилась возможность выбора организаций социального обслуживания в зависимости от условий предоставления услуг.
Благодаря увеличению числа отделений дневного пребывания свыше 1000 детей могут получить услуги без отрыва от семьи, а их родители могут продолжать трудовую деятельность.
А что именно сподвигло Министерство труда и социальной защиты населения проводить модернизацию социальных служб? Какие результаты уже имеются?
В Послании народу от 2 сентября 2019 года Президент страны обозначил новый этап социальной модернизации, направленный на поддержку института семьи и детства, создание инклюзивного общества и дальнейшее развитие системы социальной поддержки.
В этой связи дальнейшая модернизация осуществляется сквозь призму 4 базовых принципов: адресность, транспарентность, инклюзивность и автоматизация процессов.
Разработан проект Дорожной карты по дальнейшей модернизации системы социального обслуживания до 2025 года.
Следующий аспект для развития механизмов оказания помощи нуждающимся гражданам – переход от заявительной к выявительной модели. Эффективность оказываемых мер может быть обеспечена только за счет эффективного межведомственного взаимодействия. В качестве примеров модернизации социальных служб, хотел бы привести центры «Бакытты отбасы» и «Жануя», которые открываются во всех регионах.
В этих центрах организованы консультации врачей, психологов, проводится разъяснительная работа (получения социальных пособий, участие в жилищных программах и т.д.).
Но прежде всего акцент - на создание своего собственного дела. Наша задача – «не накормить одной рыбой, а дать удочку и научить ловить рыбу» – переформатировать их сознание, научить зарабатывать. В том числе за счет вовлечения и трудоустройства малообеспеченных в эти центры.
По такому принципу эффективность показали созданные нами в прошлом году центры в г. Алматы и г. Нур-Султан. К примеру, 8 центров «Бакытты отбасы» в каждом районе г. Алматы помогают создать собственное дело людям с плохой кредитной историей с привлечением спонсоров, бизнес менторов, ассоциацией деловых женщин.
В результате за год работы охвачено 36,2 тыс. чел. Базовые тренинги прошли – 13,5 тыс. чел., 76 чел. получили микрокредиты для бизнеса, 817 чел. – гранты до 200 МРП, трудоустроены – более 1 тыс. чел.
Одна из фундаментальных причин низкого качества предоставляемых услуг является недостаточность, а порою и отсутствие квалификации работников и руководящего состава, вызванная в том числе низкими заработными платами.
Для решения этой проблемы в начале т.г. заработная плата 25 тыс. работников медико-социальных организаций увеличена на 30% (8,3 млрд тг.), этого недостаточно для привлечения компетентных кадров. К примеру, санитары получают 88 тыс. тг. (до повышения в этом году получала 68 тыс. тг.), воспитатель с высшим образованием, со стажем 5-7 лет получает 114 тыс. (до повышения в этом году получала 88 тыс. тг.), медработник с высшим образованием, со стажем 3-5 лет – 120 тыс. тг. (до повышения в этом году получала 94 тыс. тг.). Эту работу мы намерены продолжать.
В текущем году совместно с ЮНИСЕФ и Фондом Первого Президента наше ведомство запланировало проведение поэтапного тестирования более 11 тыс. соцработников, что позволит определить уровень их профессиональной компетенции и направления их последующего обучения.
В целом, начата колоссальная работа по улучшению качества оказания услуг МСУ. В планах акиматов - завершить установку видеонаблюдения до конца года и закрепить ответственность за просмотром видеозаписей. Более 22 рекомендаций по данному направлению уже дано и контролируется нами на еженедельной основе.
Спасибо Вам за содержательное и полезное интервью!
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/kaleidoscope/1873667-damezan-sadvokasova-nasa-zadaca---ne-nakormit-ryboj-a-dat-udocku-i-naucit-lovit/