Как остановить образовательную миграцию казахстанцев
Опубликовано:
С развитием глобализации тренд по обучению студентов в зарубежных вузах усиливается, сообщается на сайте inbusiness.kz.
Перед казахстанцами открывается все больше возможностей получить диплом в иностранных учебных заведениях по различным международным стипендиальным программам или на платной основе.
Тенденция образовательной миграции казахстанцев за границу несет риски утечки мозгов. Сегодня в Казахстане нужны эффективные механизмы по предотвращению оттока студентов.
Меры по повышению конкурентоспособности отечественного образования стали предметом обсуждений третьего заседания Национального совета общественного доверия при президенте РК. По его итогам приняты решения, которые должны повысить уровень отечественных альма-матер. В топе стран, наиболее популярных у казахстанцев, Россия и Китай.
Так, по данным статсборника «Экспорт российских образовательных услуг», в 2019 году в соседнем государстве на учебу в вузы приехали 59,3 тыс. казахстанцев. По сведениям генерального консульства КНР, в Китае в аналогичном периоде обучалось 15 тыс. студентов из РК. Статистика по импорту образования в других государствах ниже в разы.
Если экстраполировать показатель ЮНЕСКО по общему количеству обучающихся казахстанцев вне РК за 2017 год, который равен 90 тыс., то в соотношении к числу студентов в нашей стране он равняется 6%. Большая часть из них обучается за свой счет. Что касается численности студентов в казахстанских вузах, то, по данным бюро национальной статистики, в 2019 году показатель составлял 604,3 тыс. человек. В 125 вузах было принято 163 494 «первокурсника».
«Грызть гранит науки» за рубежом казахстанцы уезжают, так как считают, что отечественное образование уступает по качеству, а также может быть менее доступным. Например, в соседней России для иностранных студентов увеличивается количество бюджетных мест, предоставляются жилье и стипендия. Кроме того, упрощены правила приема.
Казахстан также ведет работу по повышению конкурентоспособности местных вузов. Так, с 2019 года Единое национальное тестирование для поступления в высшие учебные заведения на платной основе казахстанские абитуриенты могут сдавать четыре раза в год. Согласно графику, ЕНТ для них проводится в январе, марте, июне и августе. Выпускники технического и профессионального среднего образования (ТиПО), поступающие на родственные направления платно, также освобождаются от ЕНТ, как и казахстанцы, которые решили перевестись из зарубежных вузов.
Кроме того, в стране ежегодно увеличивается объем госзаказа на подготовку кадров с высшим образованием, то есть большее число казахстанцев получают образовательные гранты и учатся за счет бюджета. Так, в текущем году было выделено 53 тыс. образовательных грантов. Тогда как пять лет назад предлагалось 32 тыс. бюджетных мест. Показатель увеличился на 40%. За счет этого в казахстанских университетах выросли зарплаты преподавателей.
В частности, по данным МОН РК, зарплата старших преподавателей в национальных вузах повысилась на 32%, в государственных вузах – на 18%. Как отметили участники НСОД, сегодня стоит вопрос повышения кадрового потенциала и улучшения материально-технической базы вузов.
Что касается содержания образовательных программ (ОП), то они должны отвечать современным запросам. С этой целью в настоящий момент в стране ведется реестр образовательных программ, который включает только востребованные ОП. Их актуальность с 2018 года оценивают Национальная палата предпринимателей «Атамекен» совместно с министерством образования и науки РК.
Также в казахстанских университетах в рамках рейтинга НПП анализируется процент трудоустроенных выпускников, их средние зарплаты, продолжительность поиска работы после выпуска. По итогам исследования выяснилось, что с момента получения диплома работу находит 74% выпускников. При этом на поиск работы в среднем у них уходит 3,5 месяца. Их среднемесячная зарплата равняется 103 285 тенге.
Актуален на сегодняшний момент и вопрос конвертируемости казахстанских дипломов за рубежом. Ведь часто студенты руководствуются именно этим критерием при выборе вуза. Казахстан подписал Болонское соглашение, в рамках которого ведет работу по интеграции с иностранными университетами.
Отечественные альма-матер сегодня имеют возможность получать аккредитацию по международным стандартам. Подготовка кадров ведется по трехступенчатой модели «бакалавриат – магистратура – докторантура PhD», в вузах внедрена кредитная система обучения, а учебные планы приводятся в соответствие с европейскими.
Эти изменения позволяют расширять спектр двудипломных образовательных программ, разработанных совместно с ведущими зарубежными вузами-партнерами, в том числе с английским языком обучения. В этой связи казахстанским вузам необходимо развивать направление академической мобильности, что будет только способствовать активной их интеграции в международный образовательный процесс.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/kaleidoscope/1887783-kak-ostanovit-obrazovatelnuu-migraciu-kazahstancev/