Выявлен уровень IT-компетенций педагогов страны
Опубликовано:
Современное развитие человеческой цивилизации требует от каждого человека определенных навыков и компетенций в сфере информационных технологий. Особенно, IT-компетенция педагогов является основным требованием и ключевым в условиях дистанционного образования.
Сейчас, цифровые технологии стали одной из важнейших составляющих образования. Для приобретения обучающимися как традиционных, так и специальных навыков XXI века необходима сильная педагогическая база с высоким уровнем IT-компетенций. Особенно, в условиях перехода обучающихся на дистанционное образование основным требованием к педагогу является его IT-компетенция, знание и применение им цифровых технологий.
Цифровые компетенции являются не отдельным образовательным мероприятием, эпизодически включаемым в практику преподавания и управления организациями образования, а непрерывным процессом, пронизывающим всю профессиональную деятельность педагогов.
Так, с целью определения уровня освоения IT-компетенций педагогов и их готовности к обучению в дистанционном формате, филиалами АО «НЦПК «Өрлеу» совместно с Управлениями образования регионов, Нур-Султана, Алматы и Шымкента 9-11 ноября 2020 года проведено анкетирование (поручение МОН РК №18-1/678 от 06.11.2020 г.).
Предложенные анкеты содержали вопросы по следующим аспектам педагогической деятельности: учебная программа и оценивание, педагогические практики, цифровые навыки, организация образовательного процесса и управление, профессиональное развитие педагогов.
В анкетировании приняли участие 306 482 педагога из 6 858 школ республики.
Уровень цифровых компетенций педагогов определялся как базовый, достаточный (средний) и оптимальный (высокий). В ходе анкетирования выявлены высокие результаты на допустимые и оптимальные уровни по Актюбинской, ЗКО и Карагандинским областям.
66 262 (22,3%) опрошенных педагогов показали базовый уровень, 202 546 (66,1 %) допустимый уровень с охватом базового уровня, 35 674 (11,6%) оптимальный уровень с охватом педагогов с базовых и допустимых уровней.
Анализ суммарного показателя уровня IT-компетенций педагогов РК составляет 100% на базовом уровне, 77,7% - на допустимом уровне и 11,6% - на оптимальном уровне.
Таким образом, у основной массы педагогов IT-компетенция сформирована на допустимом уровне.
В анкетировании приняли участие 181 800 педагогов сельских школ. Сравнительный анализ знаний по цифровым технологиям городских и сельских педагогов показал незначительную разницу в 4% в пользу города.
По стажу работы основную часть составляют педагоги со стажем выше 20 лет – 30,9%, от 10 до 20 лет – 28,4%, со стажем от 3 до 10 лет –25,2% и молодые педагоги до 3 лет – 15,5%.
Показатель уровня владения IT-компетенциями молодыми педагогами и на допустимом и на оптимальном уровнях в сравнении с педагогами, имеющими стаж 20 лет выше на 6% и 3,4% соответственно.
Анализ аспекта учебной программы и оценивания показал, что средства цифровых технологий в учебном процессе широко используются 73,9% педагогами, в том числе для отслеживания, оценки и создания отчетности по достижениям учащихся.
48,9% педагогов для обратной связи с учащимися используют интернет платформы и мобильные приложения. 39,5% педагогов для быстрой отправки заданий используют мессенджер WhatsApp.
Оценивание обучения и достижений учащихся с применением Google-приложений осуществляет больше половины учителей – 57,5%.
Основная часть педагогов не могут анализировать стратегии использования цифровых технологий и сервисных приложений в соответствии с типовыми учебными программами.
По аспекту педагогические практики 70,11% педагогов ответили, что используют программные средства подготовки и представления презентаций на уроках, 92,1% педагогов при составлении плана урока учитывают использование ИКТ.
Важно отметить, что 90,16% педагогов легко делятся опытом использования дистанционных образовательных технологий со своими коллегами, а также 76,3% помогают ученикам в создании интерактивных проектов.
Большинство педагогов не умеют анализировать стратегии использования цифровых технологий и сервисных приложений при разработке собственных цифровых образовательных ресурсов.
Результаты анализа цифровых навыков педагогов показывает, что большинство умеет организовывать дистанционный образовательный процесс в ZOOM, имеют представление об использовании электронных учебно-методических ресурсах.
Но, вместе с тем, более половины респондентов испытывают:
- недостаточное знание операционной системы Windows - 56,4%;
- затруднения в способах защиты информации от вирусов - 69%;
- сложности работы в программе MS Excel – 52,3%;
- трудности в вопросах хранения информации в облаке – 54,7% и другие.
Большинство педагогов не смогли ответить на вопросы по использованию цифровых инструментов для поддержки совместной работы с учащимися при проведении дистанционного урока и разработки собственных цифровых образовательных ресурсов.
Анализ аспекта организации образовательного процесса и управления показал следующее: для организации дистанционного обучения 31,3% педагогов пользуются приложением OnlineMektep, онлайн-платформу ZOOM и ресурсы образовательной платформы Bilimland активно используют 28% респондентов.
Основной же проблемой при проведении видеоуроков 54,6% педагогов отмечают низкую скорость интернета и смежную с ней проблему перебоев в работе видеоплатформы из-за перегрузов.
Большинство педагогов умеют работать с цифровыми образовательными ресурсами, мобильными приложениями для оценивания знаний учащихся и использования сервисных приложений при организации и проведении дистанционного урока, но, тем не менее отметили трудности при организации образовательного процесса и управления посредством цифровых технологий, по проектированию дистанционного урока, по использованию и настройке средств цифровых технологий.
Положительными аспектами в профессиональном развитии педагогов по результатам опроса можно указать: использование ресурсов сети интернет – 95,6%, участие в сетевых педагогических сообществах – 67,5%, обмен цифровыми образовательными ресурсами с коллегами – 88,9%.
Вместе с тем, основными направлениями, вызывающими затруднения в профессиональном развитии, 27,2% педагогов указали создание собственных цифровых образовательных ресурсов к уроку, конструирование урока с учетом психологических особенностей детей – 18,5%.
Определение уровня IT-компетенций педагогов в конечном итоге направлена на изучение потребностей и выявление уровня владения навыками цифровых технологий для дальнейшего совершенствования информатизации сферы образования и повышения качества обучения в целом.
С этой целью «Өрлеу» разработана «Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогов «Развитие цифровых компетенций педагогов» по оптимальным и допустимым уровням. В настоящее время данные программы прошли экспертизу МОН РК и получили авторское свидетельство.
В дальнейшем АО «НЦПК «Өрлеу» планирует проведение курсов повышения квалификации для педагогов страны по этим программам.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/kaleidoscope/1891571-vyavlen-uroven-it-kompetencij-pedagogov-strany/