"Ректорами не рождаются": история жизни ректора КНМУ им. Асфендиярова
Опубликовано:
У каждого свой путь в профессию, кто-то мечтает и упорно осуществляет свою мечту, другие ставят цель и достигают ее, третьи прислушиваются к совету и становятся профессионалами своего дела. Талгат Сейтжанович Нургожин - ректор Казахского национального медицинского университета им. Асфендиярова, доктор медицинских наук, профессор - человек не публичный, скромный, дисциплинированный. О своих заслугах говорить не любит, при этом всегда старается выделить профессиональные достижения своих коллег-медиков.
Но нам удалось уговорить Талгата Сейтжановича рассказать то о чем не прочитать на просторах Интернета, не найти в сухом изложении биографии. Ректорами не рождаются, ими становятся, пройдя длинный путь, это факт, и история Талгата Нургожина тому прямое подтверждение.
Он никогда не пожалел о том, что выбрал эту нелегкую, но интересную и самое главное очень нужную профессию. Хотя признается, мечтал не о медицинской карьере. Будучи мальчишкой, увлекался историей и международными отношениями. Хотел стать дипломатом, но так сложились звезды, стал врачом, да не простым, а военным.
- Медицина — это та сфера, куда, как принято считать, с бухты-барахты не приходят, «случайные» отсеиваются еще на этапе учебы…Что или кто для вас стал проводником в эту непростую, но самую благородную профессию?
- С детства увлекался историей, интересовался жизнью других стран, любил смотреть разные познавательные программы, где рассказывалось о том, как живут люди в других странах, что там происходит, какая у них политика и многое другое. Это увлечение меня подталкивало к мысли стать дипломатом. В 16 лет я окончил сельскую школу Западно-Казахстанской области. Это был 1984 год.
Долго не думая подал документы в Ленинградский государственный университет на отделение филологии с изучением арабского языка. Но вскоре пришел ответ с университета. В нем говорилось, что вступительный экзамен у них назначен на июнь месяц, а мы заканчивали только в июле. То есть, чтобы поступить туда, мне бы пришлось ждать еще один год. Оттягивать учебу не хотелось, поэтому решил поступать на исторический факультет. Отговорила сестра. Мол, педагог в семье уже есть, а врача нет. Посоветовала поступать в медицинский университет, тем более школьные оценки позволяли.
На самом деле никто не удивился, тому, что я в итоге выбрал медицину. Еще в школьные годы соседские бабушки пророчили мне эту специальность. А дело в том, что в те годы, когда я учился в школе, многие сельские пионеры занимались домашним хозяйством, разводили разную живность. Я тоже с удовольствием этим занимался, у меня были и курочки, и утки, и кролики. Причем я подходил к этому делу основательно, читал специальную литературу, по которой учился правильно ухаживать за ними, кормить и даже лечить. И когда у кого-то из соседей заболевали животные, меня звали на помощь, и я их лечил. Уже тогда в глазах соседских бабулек я был не ветеринаром-самоучкой, а будущим врачом. Так и вышло.
Поступил в Актюбинский медицинский институт. Но после второго курса, когда исполнилось 18 лет, призвали в армию, тогда учеба не освобождала от службы. Нас забрали в учебные войска, там я получил свою первую профессию – повар. И потом все эти годы в армии служил поваром. Это было хорошее время. Мне удавалось много читать между готовкой. В армейской библиотеке я нашел много интересных научных работ, среди которых литература по биохимии, это мой любимый предмет.
И хотя на втором курсе в университете мы уже прошли биохимию и даже сдали экзамен, некоторые моменты мне все же были непонятны. Так, за два года службы я заново освоил предмет, даже лучше прежнего. Когда вернулся в университет, меня сагитировали продолжить учебу на военно-медицинском факультете. Ну, а поскольку за плечами была служба, решил попробовать.
Тем более открывались хорошие перспективы, отслужившим сразу же давали звание лейтенанта. В итоге на третий курс я перевелся учиться в Томский государственный медицинский университет на факультет военной медицины. Закончил его в 1992 году. В стране уже произошел распад, тем не менее, меня направили в пограничные войска Хабаровского края.
Проработал я там всего один месяц. Поскольку Союз уже полностью развалился большинство военных стали разъезжаться по своим странам. Мой командир посоветовал мне тоже ехать домой. Приехал в Алма-Ату, тогда Министерства обороны еще не было. Я пошел в штаб 40-й Отдельной общевойсковой армии в Алма-Ате. Обратился к начальнику медицинской службы Талгату Сагадатовичу Нурмагамбетову. В итоге направили меня туда, где я проходил службу, в Отрар, врачом полка в войсковой части пехоты.
- Получается ваша первая ступенька по карьерной лестнице, началась в армии, быть врачом целого полка – это, наверное, невероятно тяжело для молодого специалиста?
- Трудности закаляют, а осознание того, что от тебя зависит здоровье целого полка, а это примерно 3500 военнослужащих, лучше всего воспитывает ответственность и умение быстро реагировать на любые ситуации. В день на прием приходило порядка 300 человек. Нужно было быстро и четко сортировать больных на тех, кому требуется первая неотложная, хирургическая или же терапевтическая помощь. Помимо военных, лечили и жителей села, близ военной части.
Раз в неделю было дежурство, мы выезжали по вызовам к сельчанам. У кого-то температура, у другого давление, у третьего отравление и так далее. Это был колоссальный опыт. В 8 часов утра приступали к работе по обслуживанию сельских жителей и в 8 утра следующего дня заканчивали. Усталость, конечно же, была, но силы придавало отношение сельчан к нам. Их искренняя благодарность, открытость – для молодого врача это лучшее вознаграждение, стимул к совершенствованию. Так прошел еще один год моей профессиональной деятельности
- А что было потом, почему решили уйти в «гражданку»?
- Мне захотелось вернуться домой, я ведь тоже из сельских. Хотел поработать в родных краях. Но потом меня пригласили на кафедру фармакологии в КазНМУ им. Асфендиярова. Не смог отказаться, фармакология меня всегда притягивала, как наука. Мне было интересно попробовать себя и в этой отрасли, поделиться обретенным опытом с будущими коллегами.
В итоге устроился ассистентом на кафедру фармакологии. Тогда кстати была очень хорошая система, молодой, только, пришедший работать специалист, прежде чем, начать педагогическую деятельность в течение недели посещал лекции старших коллег, профессоров. Ну, а через неделю нужно было сдать ту тему, с которой планировал идти к студентам.
После уже начиналась самостоятельная педагогическая деятельность и лишь иногда профессора заглядывали на лекции, чтобы посмотреть, как проходит учебный процесс, все ли правильно и эффективно. Так в течение года. Конечно, это очень много дало мне в плане педагогики. Сразу пойти начать преподавать очень сложно. И я думаю в ближайшие годы эту традицию преемственности, передачи опыта мы вернем. Кстати за годы работы ассистентом я замучил профессоров, засыпая бесконечными вопросами. Когда они меня видели, говорили: «О, опять Талгат идет со своими вопросами».
Я никогда не стеснялся спрашивать то, что мне было не понятно. Я вообще считаю, что не нужно из себя что-то корчить, что-то не понятно, или не знаешь, спроси! Это не стыдно, тем более в нашей сфере, лучше спросить, чем сделать не правильно. И даже спустя 35 лет, имея за спиной богатый трудовой опыт, я не стесняюсь спрашивать, даже у тех, кто моложе.
- Сегодня в Казахстане имеет место дефицит врачей, особенно это остро ощущается в селах, областных центрах, малых городах. Талгат Сейтжанович, как вы считаете, почему молодые специалисты неохотно едут в глубинку, туда, где в них больше всего нуждаются?
- Вообще к нам в университет поступают молодые люди с разных регионов страны, при этом у большинства очень высокие результаты. И хочу заметить в первый год учебы, прибывшие с сел, ребята отличаются патриотическим настроем. Они все хотят выучиться и вернуться на малую родину, чтобы лечить односельчан. Но проходят годы, они обживаются, влюбляются в мегаполис так, что совершенно не хотят домой. Уже после пяти лет учебы они настроены, жить и строить карьеру в Алматы.
Но это ведь неправильно. Получается, что они отказываются служить обществу, притом, что это общество дало им шанс, они выучились за счет государственного гранта и теперь их черед помочь государству! В советское время мы все отрабатывали, и это было нормально. У любого опытного врача спросите, все они начали свой путь в сельских лечебницах. За 90 лет у нас среди сельских врачей 6, которые получили звание Героев социалистического труда.
Да, там работать сложнее, но именно там молодой специалист получит наибольший опыт и багаж. Никто не стал сразу после университета возглавлять медицинские организации, университеты или министерства. Все мы начинали свой путь с самых низов, и чаще всего в селах, районах, областных центрах. Университет ни в коем случае не прерывает связь со своими выпускниками. Даже покинув стены Альма-матер, они всегда могут обратиться к нам за помощью, советом.
- Напоследок несколько слов напутствий молодым врачам, вашим вчерашним студентам, которые уже приступили к работе в селах и областных центрах.
- Наша специальность изначально предполагает, что мы не можем сделать человеку больно, плохо. В сердце врача никогда не будет место гневу, плохим мыслям. Там всегда милосердие, сочувствие и сострадание. Дорогие мои дети я желаю, чтобы вы с достоинством вступили на путь, который когда-то выбрали. Я желаю вам светлой дороги, благодарных пациентов и постоянного чувства удовлетворения от проделанной работы, оказанной помощи нуждающимся в вас! И знайте, двери университета всегда открыты для вас, и мы всегда готовы поддержать в трудную минуту, дать совет, помочь, наставить!
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/kaleidoscope/1892769-rektorami-ne-rozdautsa-istoria-zizni-rektora-knmu-im-asfendiarova/