Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Тайный ингредиент в картинах Леонардо да Винчи: новое исследование

Опубликовано:

Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза»
Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза»: Pixabay

Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли и Рембрандт использовали особые масляные краски для написания картин. Великие мастера живописи добавляли в них необычный ингредиент. Ученые смогли его определить.

Следы протеина в классических картинах масляной живописи обнаружили давно. Но этому не придавали особого значения, поскольку считали случайностью или загрязнением. В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications, выяснили, что добавление протеина, скорее всего, было намеренным. Это проясняет технические знания наиболее умелых европейских художников XVI, XVII и начала XVIII веков и способы изготовления красок в те времена.

«Очень мало письменных источников по этому поводу. До сих пор не проводились исследования, чтобы изучить этот вопрос подробнее, — сказала автор исследования Офелия Ранке из Института механической обработки и механики при Карлсруэском институте технологий в Германии. — Наши результаты показывают, что даже с небольшим количеством желтка можно добиться удивительных изменений свойств масляной краски».

Яйца против масла

В Древнем Египте использовали темперу — водоразбавляемую краску на основе яичного желтка и сухих порошковых пигментов. По сравнению с ней масляная краска создает более насыщенные цвета, позволяет делать очень плавные переходы между оттенками и высыхает гораздо медленнее. Ее можно использовать через несколько дней после приготовления. Однако масляная краска, изготовленная на основе льняного или подсолнечного масла вместо воды, имеет один изъян — она повреждается при воздействии света.

Поскольку производство красящих средств было искусством и экспериментальным процессом, великие художники вполне могли добавить желток в новый для них тип краски. Масляная краска впервые появилась в VII веке в Центральной Азии, а затем распространилась в средневековой Северной Европе и Италии в эпоху Возрождения.

В исследовании ученые воссоздали процесс изготовления краски. Для этого они использовали четыре ингредиента: желток, дистиллированную воду, льняное масло и пигмент. Это позволило воссоздать два популярных и значимых цвета — свинцовый белый и ультрамариновый синий.

«Добавление желтка резко меняет свойства краски. Она окисляется дольше из-за антиоксидантов, содержащихся в яичном ингредиенте. Химические реакции между маслом, пигментом и протеинами в желтке влияют на вязкость краски», — отметила Ранке.

Картина Леонардо да Винчи «Мадонна с гвоздикой»
Картина Леонардо да Винчи «Мадонна с гвоздикой»: YouTube/Обзоры картин

Прямое свидетельство влияния яичного желтка на масляную краску можно увидеть на картине Леонардо да Винчи «Мадонна с гвоздикой» — одной из работ, которые изучили исследователи. На картине заметны морщины на лице Марии и ребенка. «Одна из причин морщин — недостаточное количество пигмента в краске. Исследование показало, что этот эффект можно предотвратить добавлением яичного желтка», — сказала Ранке.

Леонардо и другие деятели живописного искусства тех времен могли заметить полезные свойства яичного желтка в масляной краске. «Мадонна с гвоздикой» — одна из ранних картин Леонардо, созданная в то время, когда он пытался освоить популярный материал масляной живописи.

Новое понимание классики

«Плач над мертвым Христом» Сандро Боттичелли — еще одна картина, изученная в ходе исследования. Работа в основном выполнена темперой, но масляная краска использовалась для фона и некоторых второстепенных элементов.

«Мы знали, что для создания некоторых частей картин использовались мазки, характерные для масляной живописи, поэтому удалось обнаружить наличие протеина, — сказала Ранке. — Вероятно, яйца были в темпере». Ученые считают, что из-за положительного воздействия яичного желтка на масляную краску художники намеренно его добавляли.

Ранке надеется, что полученные результаты исследования заинтересуют многих. «Эта захватывающая работа поможет по-новому взглянуть на понимание старых техник живописи», — отметила Мария Перла Коломбини, профессор аналитической химии в Университете Пизы в Италии.

Дальнейшие изучения помогут обрести новые знания об использовании яичного желтка и масляных связующих. Полученные результаты исследования объясняют, как великие художники могли создавать сверкающие эффекты, используя и смешивая несколько доступных натуральных материалов.

Новая информация поможет разгадать секреты великих мастеров живописи. Полученные знания способствуют не только лучшей консервации и сохранению легендарных произведений, но и лучшему пониманию истории искусства.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/kaleidoscope/2015571-taynyy-ingredient-v-kartinah-leonardo-da-vinchi-novoe-issledovanie/