Яблочный Спас: традиции, дата и обычаи праздника
Опубликовано:
Яблочный Спас — это самый известный и значительный из всех августовских Спасов. Он наполнен глубоким христианским содержанием и народными традициями. О празднике, его обычаях и приметах рассказал Петр Малков, этнографы Аполлон Коринфский, Галина Айдашева, Сергей Максимов.
Религиозная суть и история Яблочного Спаса
Когда Яблочный Спас? В отличие от двух других Спасов, которые отмечают в августе, Яблочный Спас — великий двунадесятый христианский праздник. Он имеет непреходящую дату в календаре — 19 августа. В этот день православная церковь торжественно отмечает Преображение Господне. В народе же он имеет множество названий: Спас Преображение, Великий Спас, Спас на горе, Яблочный Спас, Осенины.
Если религиозное название праздника идет от одного из имен Спасителя, в народе его трактуют от слова «спасаться», то есть запасать плоды урожая на долгую зиму, чтобы не голодать.
Христианское значение праздника Преображение Господне
В основе Преображения лежит евангельское предание. В трех первых книгах Нового Завета описывается значительное событие земной жизни Иисуса Христа. Однажды Учитель с тремя ближайшими учениками поднялся на высокую гору, которая в Евангелиях не названа. Церковное предание указывает, что это была сакральная гора Фавор недалеко от Назарета.
Здесь ученики увидели неизвестный им ранее облик Иисуса: его лицо просияло божественным светом, одежды сделались белыми, как свет. Он беседовал с ветхозаветными пророками Моисеем и Илией. Затем всех осенило облако, из которого послышался глас: «Сей есть Сын мой возлюбленный, его слушайте!».
Христианские богословы открывают верующим глубокий и многозначительный смысл этого события:
- В нем впервые открылось два естества Иисуса Христа — божественное и человеческое.
- Ученики увидели в одном событии все ипостаси Святой Троицы: явление Бога Сына, о котором свидетельствует Бог Отец гласом Святого Духа.
- Своим преображением Иисус Христос показал, каким может быть человек, будущее преображение его естества.
- Открывается дорога внутреннего преображения каждого человека как путь нравственного развития, духовного роста.
Такие откровения для верующих христиан стали источником необычной, возвышающей радости, открыли красоту человека, примиренного с Богом, живущего в радости и любви. Кандидат богословия Петр Малков в книге о Преображении Господнем подчеркивает еще одно значение этого явления: для всех открыт путь на Фавор, на торжественном богослужении многие испытывают такую же радость от встречи с Богом, как тогда апостолы.
История праздника Преображение Господне
Евангельское событие стало основанием для праздничных торжеств в период утверждения христианства. Царица Елена, мать римского императора Константина, в IV веке возвела на горе Фавор базилику в честь Преображения. Она сразу стала местом поклонения для многочисленных паломников. Предполагают, что первоначально Преображение было праздником этого храма.
В том же веке на христианском Востоке, в Армении, этот праздник учредил святитель Григорий Просветитель. В Константинополе праздник был утвержден в Х веке.
Почему датой праздника выбрана середина августа, достоверно неизвестно. Возможно, в это время была освящена базилика на горе Фавор. Как и в истории многих христианских праздников, Преображение приурочили к древним языческим торжествам. В этом случае праздникам, посвященным сбору урожая. В Средиземноморье это был период сбора винограда и торжеств в честь греческого бога виноделия Вакха.
Почему Яблочный Спас так называется? У славян древние торжества сбора урожая преобразились в освящение всех плодов многомесячного труда — хлеба, овощей, фруктов, прежде всего главного лакомства — яблок, что дало самое распространенное название празднику.
Народные традиции и приметы Яблочного Спаса
Земледельцы в августе получают самые значительные результаты своего труда. По этой причине все традиции, обряды, приметы вращаются вокруг этого главного явления и воплотились в праздновании Яблочного Спаса.
Что делают на Яблочный Спас?
Для верующих христиан главным в этот день считается посещение торжественного богослужения в храме, освящение плодов нового урожая. В православии принято это делать в знак благодарности Богу за получение пропитания человеку.
Есть яблоки и другие фрукты до освящения их на Преображение считалось грехом, особенно для родителей, потерявших детей. Этнограф Сергей Максимов пишет, что во искупление такого греха запрещалось есть яблоки и 40 дней после Спаса.
Рвать яблоки к празднику поручали обычно детям, как имеющим безгрешные руки. Праздник сопровождался различными обрядами:
- Разговление. Прежде чем съесть освященное яблоко самому, следовало угостить близких, больных, нищих: «На Второй Спас и нищий яблочко съест».
- Угощение. Садоводы стремились угостить яблоками больше людей, чтобы следующий урожай был обильным.
- Молебны. В этот день приглашали в церковные сады для совершения молебна. Как пишет Аполлон Коринфский, после молебна начинали собирать урожай, так как был дорог каждый день.
- Приготовление блюд. К празднику принято варить варенье, печь пироги с яблоками, блины, варить компоты и угощать родных и близких.
С Яблочного Спаса открывался сезон свадеб, а венчание в день самого праздника предвещало счастливое долгое супружество. День большого праздника был поводом для различных гаданий и предсказаний:
- Прежде чем надкусить освященное яблоко, загадывали желания со словами: «Что надумано — сбудется, что сбудется — не минуется».
- Считали, что если первым попалось кислое яблоко — это предвестие трудностей, а сладкое — счастливое предзнаменование.
- Девушки гадали на яблочной кожуре, хорошим знаком считалось очистить яблоко одной длинной полосой. Такие полоски бросали через плечо в огонь костра и наблюдали: быстро свернулась — плохой знак, расправилась — к удаче в сердечных делах.
- Молодые гадали с помощью туго закрученного на веревочке яблока, которое держали над костром. Если яблоко вскоре падало в огонь — к быстрому замужеству или женитьбе.
Девушки на праздник водили хороводы вокруг яблонь. Вечером, на закате, молодежь выходила за деревню на открытое пространство, чтобы провожать солнце. Это было символическое прощание с летом и теплом.
Что нельзя делать в Яблочный Спас?
Большой праздник нельзя встречать с обидами в душе, быть в ссоре, ругаться, конфликтовать с кем-то, желать зла. Предосудительно жадничать и сквернословить. К Спасу сложились и другие особые запреты:
- Нельзя заниматься будничными домашними делами — шить, вязать, делать ремонт. Но делается исключение для Яблочного Спаса — можно работать в саду.
- Запрещалось убивать и даже прогонять любых мошек и насекомых.
- Действовал запрет на купание в водоемах, считалось, что потревожишь водяных — навлечешь беду.
Не употребляли в этот праздник мясные и другие скоромные продукты, потому что продолжался Успенский пост. По этой же причине не допускалось шумное веселье, вечеринки с алкогольными возлияниями.
Народные приметы на Яблочный Спас
Одно из народных названий праздника — Осенины, что свидетельствовало о наступлении преображения природы. Автор книги о народных обрядах Галина Айдашева считает, что в народных праздниках сливались труд и поклонение природе, поэтому люди придавали значение приметам:
- Какой Второй Спас, таким будет и Покров, и январь.
- Сухой день 19 августа предвещал сухую теплую осень, мокрый — дождливую. Заметили, что дождь в праздничный день был к снежной зиме.
- Если роились пчелы — вскоре наступят дождливые дни.
- Хорошей приметой на удачу считалось, если в этот день на руку сядут две мухи.
Замечали, как ведут себя аисты в эти дни: если птицы собирались в стаи до праздника, то ожидали раннюю зиму. Стаи после Спаса предвещали теплую осень и позднее наступление зимних холодов.
Значимость и символика праздника Преображения Господнего настолько велики, что к ним прислушиваются и верующие, и поклонники народной культуры. Традиции, обряды, угощения Яблочного Спаса тем более привлекательны для всех.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/holidays/1927276-yablochnyy-spas-istoriya-traditsii-i-obychai-prazdnika/