Что такое стандарт качества, как он связан с ГОСТом и зачем он нужен
Опубликовано:
Стандарты качества устанавливают требования к услугам и продукции. Это обеспечивает их безопасность для жизни и здоровья людей. Регламентные документы определяют, что такое стандарт и какова его роль.
Стандарт — это совокупность требований
Что такое стандарт? Американское общество качества (ASQ) определяет стандарт качества как документ, куда включены требования, спецификации, рекомендации или характеристики, которые можно последовательно использовать для обеспечения соответствия своему назначению материалов, продуктов, процессов и услуг.
Закон РК «О стандартизации» (ст. 16) устанавливает, что к документам по стандартизации относятся:
- международные стандарты и классификаторы технико-экономической информации международных организаций по стандартизации;
- региональные стандарты и классификаторы;
- национальные стандарты и классификаторы;
- рекомендации по стандартизации;
- стандарты, классификаторы технико-экономической информации, правила, нормы и рекомендации по стандартизации иностранных государств;
- стандарты организаций.
Для подтверждения соответствия продукции принятым стандартам проводится процедура сертификации. Осуществлять сертификацию имеют право исключительно аккредитованные государством организации — сертификационные органы.
Виды стандартов обусловлены спецификой объекта
Видом стандарта называют характеристику, которая определяется его содержанием. В зависимости от специфики объекта стандартизации и устанавливаемых к нему требований различают такие виды:
- Стандарты основополагающие. Нормативные документы, утвержденные для определенных областей производства, науки, техники. Содержат принципы, правила и нормы.
- Стандарты продукции. Национальные, европейские и международные стандарты, устанавливающие требования к характеристикам продукции, что делает ее более безопасной и качественной для покупателей и потребителей.
- Стандарты обслуживания. Гарантируют стабильность и высокое качество предоставления услуг.
- Стандарты процесса. Включают правила производства, хранения, упаковки и испытания продукции.
- Стандарты управления. Помогают организациям управлять своей деятельностью.
Кроме того, существует ряд терминологических стандартов, которые часто сопровождаются определениями, пояснительными примечаниями, иллюстрациями, примерами. С их помощью обеспечивается взаимопонимание между всеми сторонами, заинтересованными в объекте стандартизации.
ГОСТ — один из стандартов качества
Как расшифровывается ГОСТ? ГОСТ — аббревиатура, которая образована от словосочетания «государственный стандарт». Что такое ГОСТ? Это общий стандарт для производителей, регламентирующий качество выпускаемой ими продукции. Признан межгосударственным стандартом, принятым странами СНГ, которые подписали соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.
Какие существуют стандарты качества? В РК существует национальный вариант ГОСТа — СТ–РК (государственная система технического регулирования Республики Казахстан). Также в стране действуют стандарты:
- ГОСТ Р — стандарт РФ;
- ISO — стандарт Международной организации по стандартизации.
Для каждой сферы существует свой стандарт. Местные предприниматели и те, кто ввозит товары в страну, должны следовать этому регламенту.
Как пишет центр сертификации РК Kazautocert, именно сертификат СТ–РК (ГОСТ К) гарантирует высокое качество продукции, которая импортируются и экспортируется РК. При этом в системе государственных стандартов Казахстана есть добровольная и обязательная сертификация. Ряд товаров и услуг в государстве должен проходить обязательное подтверждение качества.
Существует более 25 тысяч стандартов ISO
Сертификация продукта по стандарту ISO демонстрирует, что продукт или компания работают в соответствии с лучшими отраслевыми практиками и системами управления. ISO — это универсальный стандарт, который регулируется независимой неправительственной международной организацией. В ее состав входят 170 национальных органов по стандартизации. ISO происходит от греческого «isos», что означает ‘равный’.
ISO — это ряд международных стандартов, у которых есть разные цели. Например, ISO 9001 помогает организациям улучшить управление качеством и удовлетворенность клиентов, а ISO 14001 помогает организациям снизить воздействие на окружающую среду и способствует устойчивому развитию.
По данным организации, с момента ее основания было принято 25 155 международных стандартов. Они охватывают практически все аспекты технологий, управления и производства.
Стандарты ISO распределены по группам
Международные стандарты ISO разработаны в разных направлениях. Они охватывают такие сферы:
- Управление качеством (ISO 9000). Способствуют повышению качества продукции и услуг, рассматривают различные аспекты управления качеством.
- Экологический менеджмент (ISO 14000). Направлены на сохранение окружающей среды.
- Охрана труда (ISO 45001). Стандарт по охране здоровья и безопасности труда на рабочем месте. Направлен на значительное повышение защиты рабочих всех отраслей.
- Управление энергопотреблением (ISO 50001). Посредством внедрения энергоэффективности помогает организациям экономить денежные средства, ресурсы, способствует снижению уровня климатических изменений.
- Безопасность пищевых продуктов (ISO 22000). Содержат требования к системе управления безопасностью пищевых продуктов. Определены критерии, согласно которым выявляют возможные угрозы безопасности пищевых продуктов.
- IT-безопасность (ISO/IEC 27001). Определяет требования, которым должны соответствовать системы управления информационной безопасностью.
Каждая группа стандартов разрабатывается специалистами в рамках технического комитета. Страны могут принять решение использовать стандарты ISO в качестве правил или ссылаться на них в законодательстве.
В РК действуют стандарты оценки уровня качества жизни населения
В Казахстане стандарты качества касаются не только товаров и услуг. Так, в 2022 году были приняты национальные стандарты серии ISO 37120. Они устанавливают более 120 показателей качества жизни населения и методологию их определения.
Эти стандарты ориентированы на качество жизни каждого отдельно взятого населенного пункта. Методика позволяет определить уровень жизни по таким показателям, как:
- уровень безработицы среди молодежи;
- соотношение учащихся и учителей в начальных и средних школах;
- количество койко-мест в больницах;
- число врачей на количество жителей и другим.
В Казстандарте отмечают, что показатели стандарта помогут оценить услуги и их динамику, а единый подход позволит без проблем сравнивать города. Результатом внедрения стандартов должно стать повышение качества жизни населения Казахстана.
Стандарты качества направлены на обеспечение высокого качества продукта, способствуют эффективности производства и играют важную роль в развитии государства. Соблюдение требований и рекомендаций, которые применяют к производственной части, дает положительный результат и способствует повышению доверия аудитории к продукции и услугам производителя.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/interesting-facts/1775755-cto-takoe-gost-rassifrovka/