Жетi ата в культуре казахского народа: в чем заключается эта традиция
Опубликовано:
Жетi ата – институт, который возник столетия назад, пережил трансформации, но тем не менее не был утрачен. О том, какую роль данный принцип играет в жизни казахов, рассказывает NUR.KZ.
Жетi ата – это традиционная система родственных связей, принятая у казахов и некоторых других тюркских народов. Она подразумевает знание имен семи своих предков по мужской линии. Одна из главных целей, которая достигается путем владения этим знанием, – недопущение кровосмешения между близкими родственниками.
Родственные связи всегда играли существенную роль в жизни казахского народа. Коллективность – особенность казахов, которая сформировалась много веков назад и не утратила своего значения в наше время. Семья и род во все времена относились к числу сакральных слов для представителя казахского народа. Отчасти в этом и кроется причина бережного отношения людей к памяти своих предков.
Согласно национальной энциклопедии "Казахстан", институт Жетi ата предполагал установление экзогамного барьера в браках до седьмого колена. Кроме того, знание имен и историй жизни предков имело важную общественную функцию. Казахи воспитывались на примерах деятельности своих дедов, прадедов и т.д. Помимо этого, таким образом можно было больше узнать об истории своего рода или жуза. Как мы видим, Жетi ата несло с собой и просветительскую функцию.
Принцип Жетi ата нашел свое отражение в устном народном творчестве народа. Так, можно вспомнить пословицы "Жеті атасын білмеу – жетімдіктің белгісі" (Незнание семи своих предков – признак сиротства) или "Жеті атасын білген ұл жеті жұрттың қамын жер" (Сын, знающий семь своих дедов, позаботится о семи предках).
Интересно также рассмотреть названия старших родственников: әке (отец), ата (дед), арғы ата (прадед), баба (прапрадед), тек ата (прапрапрадед), түп ата и наконец жетi ата.
По отношению к потомкам также существуют соответствующие обозначения: бала (сын), немере (внук), шөбере (правнук), шөпшек (праправнук), немене (прапраправнук), туажат и самый последний – жүрежат.
Стоит также отметить, что процедура заключения и расторжения браков, а также права и правила поведения супругов с определенного момента стали строго регулироваться в казахском обществе. Этому поспособствовало принятие свода законов Жетi жарғы. В этом документе семейно-бытовым отношениям был посвящен целый раздел.
С установлением советской власти актуальность принципа Жетi ата постепенно стала снижаться, хотя многие казахи по-прежнему придерживались его при заключении браков. Более того, и в наши дни некоторые продолжают следовать правилу, которое появилось много столетий назад.
Что же до общественно-культурного аспекта, то здесь Жетi ата продолжает играть значительную роль. Многие дети сегодня с самых малых лет узнают имена своих предков, и это знание остается с ними на всю оставшуюся жизнь. Если предок казаха чем-то прославился в свое время, то об этом обязательно будут знать его потомки. Эти духовные ценности передаются из поколения в поколение, а это значит, традиция, скорее всего, будет сохранена и в дальнейшем.
Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/interesting-facts/2022496-zheti-ata-v-kulture-kazahskogo-naroda-v-chem-zaklyuchaetsya-eta-traditsiya/