KZ
Досуг
Закладки
Пока здесь пусто
Используйте кнопку «
» на странице публикации, чтобы сохранить её в свой личный список закладок.

Актуальное

Все категории

Культ коня: почему именно это животное считается главным у казахов

Опубликовано:

Лошади
Фото: pixabay.com

Если проанализировать исторические факты, то очень непросто будет найти ту сферу жизни казаха, в которой лошадь не играла бы, по крайней мере, небольшую роль. О коне и его значимом месте в культуре народа, читайте в материале NUR.KZ.

Коня можно смело назвать самым важным животным в культурно-бытовой среде казахского народа. Трудно будет отыскать другое животное, которое бы играло настолько значимую роль и исполняло такое же огромное количество различных функций, как лошадь.

На протяжении многих веков конь являлся неотъемлемой частью кочевой жизни казахов. Не будет преувеличением сказать, что от наличия и количества лошадей буквально зависело существование семьи. Из-за особенностей образа жизни казахам регулярно приходилось переезжать с места на место и гнать мелкий скот на другие пастбища. Без лошади справиться с такой тяжелой работой было весьма затруднительно.

Кроме того, конь всегда являлся главным и едва ли не единственным средством передвижения в степи. Как известно, расстояния в наших родных краях огромны: преодолеть их пешему человеку порой невозможно. Также вспомним, что степь – это нестерпимая жара летом и страшные морозы зимой. Не будем забывать об особенно засушливых местах, вроде пустынь, и сложно проходимых горных маршрутах. Без лошади путник рисковал попросту не добраться до места назначения.

Свежая публикация по теме:
Қыстау: что собой представляло зимнее кочевье казахов

Образ коня занимает настолько важное место в культурно-бытовой среде казахов, что, конечно, не мог не стать частью народного фольклора. Согласно информации образовательного портала «История Казахстана», казахи Старшего жуза, желая узнать у знакомых пол новорожденного, задавали вопрос: «Қойшы ма, жылқышы ма?» («Пастух или табунщик?»). Пастух – значит сын, а если табунщик – дочь: имелось в виду то, что дочь подрастет и жених в будущем заплатит за нее выкуп лошадьми. То есть девочка называлась табунщиком, потому что рано или поздно приведет в свою семью лошадей.

Лошади на пастбище
Фото: Пётр Карандашов

Еще существует один народный обычай, связанный с появлением ребенка на свет. Если родился мальчик, то перерезанную пуповину могли заворачивать в тряпочку и привязывать к гриве коня. Некоторые верили, что тогда ребенок вырастет хорошим наездником, а также умелым разводчиком домашнего скота.

Конечно, есть у казахов и любопытный обряд, который принято совершать после празднования «қырқынан шығару» (достижение ребенком 40-дневного возраста). Этот обряд имеет название «үзеңгіден өткізу» (то есть проведение под стременем). В ходе этой церемонии грудного младенца символически проводят через петлицу стремени. Лошадь при этом должна принадлежать уважаемому человеку: в старые времена это мог быть батыр, акын или оратор. При этом самому ему во время обряда следует находиться в седле. Многие казахи раньше верили, что ребенок, перенесенный под стременем, обязательно вырастет счастливым человеком.

Лошади также являются теми животными, без которых еще 100-150 лет назад не обходилось ни одно военное противостояние. Разумеется, и у казахов конь был надежным спутником воина. Джигиту требовалось немало усилий, чтобы воспитать в своем скакуне храбрость, силу, выносливость, преданность. Конечно, многое зависело от конкретной породы лошади, однако без постоянных тренировок лошадь могла стать слабой и ленивой. Еще огромную роль играл уровень взаимопонимания между хозяином и скакуном: уже давно известно, что лошади – на редкость умные и сообразительные существа.

Есть также интересный обычай, к которому две противоборствовавшие стороны прибегали при заключении перемирия. Бывшие враги закалывали белого коня, а затем два гонца обмакивали указательные пальцы в крови и клялись, что их народы не будут нападать друг на друга. На портале «Тарих» приводится подобный исторический эпизод. В 1740 году казахский хан Абылай и джунгарский хунтайджи заключили перемирие путем совершения этого необычного обряда.

Лошади на водопое
Фото: Пётр Карандашов

Именно с белой лошадью у казахов связаны сразу несколько известных поверий. Так, кое-кто верил, что если искупаться в молоке белой кобылы, то человек избавится от всех болезней и не будет знать горя. Согласно одной из легенд, знаменитый батыр Алпамыс купал своих старых и измученных родителей в молоке белой кобылы. Еще белый конь считался символом победы. Для того, чтобы сообщить о победе в войне, отправляли гонца непременно на белой лошади.

Нельзя не сказать несколько слов и о мифическом создании – тулпаре. Согласно легендам и сказаниям, это конь с крыльями (похожее животное – пегас – есть в древнегреческой мифологии). В народном творчестве многих тюркских народов присутствует образ тулпара – волшебного коня, который наделен человеческими качествами.

В заключение можно вспомнить некоторые образцы малого фольклорного жанра, имеющиеся в казахском языке и посвященные коню. Известны следующие пословицы и поговорки:

  • Ер қанаты – ат (Крылья батыра – конь)
  • Жігіттің сорлысын, аттың жолдысы теңестіреді (Неудачливого джигита выручит удачливый конь)
  • Арыстан аң патшасы, жылкы мал патшасы (Лев – царь зверей, конь – царь домашних животных)
  • Жақсы ат жанға серік (Хороший конь – душевный друг)
  • Жақсы тұлпар шапсаң – ат, ұшсаң – қанат (Быстроногий конь подобен птице)
  • Жүйрік атқа жел қамшы (Быстрому коню и ветер – плетка).

*Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/interesting-facts/2029849-kult-konya-pochemu-imenno-eto-zhivotnoe-schitaetsya-glavnym-u-kazahov/

Как вам публикация?

Последние комментарии

Всего комментариев: 24

Чтобы участвовать в обсуждении или оставлять реакции на комментарии, войдите в профиль.

Adam_adamov

О близости предков казахов и коней в истории немало свидетельств. Так, Андрей Лызлов (1655-1697), автор книги «Скифская история» пишет, что кони тюрков «…могут терпеть всякие трудности, как и их хозяева. Есть у них иные кони, великие и рослые, и в скачке держат голову высоко. …Молоко кобылье сырое пьют, и оно у них лучшее лекарство после всяких трудностей». …Когда они идут на войну, каждый на поводу имеет по два, а то и по три запасных коня. Если один устанет, хозяин пересаживается на другую лошадь, а уставшую пускает скакать свободно.

Comment reaction

Adam_adamov

Многие национальные традиции свидетельствуют о том, что казахи с древних времен живут, оказывая друг другу взаимную помощь. «Ат салысайық» (буквально – поможем конями) говорят казахи, когда призывают кому-то помочь всем миром. «Ат қосу» (помощь конем) — одна из традиций, связанных с боевыми действиями. Суть ее в том, что когда всадник во время сражения остается без коня, другой воин уступает ему своего. Зачастую Ат қосу становилось жертвоприношением во имя победы или будущего.

Comment reaction

Adam_adamov

Казах получает от лошади следующие продукты: – кобылье молоко – кумыс – қаймақ – имеет лечебные свойства; – мясо (ет), оно ценится у казахов очень высоко. Особые пищевые качества имеет мясо нежеребившихся кобылиц и жеребят (құлын). Самое ценное лакомство – внутренний жир – қазы.

Adam_adamov

Садится на лошадь надо с левой стороны. Но вместо слова «слева» казах употребляет выражение мінер жақ, т.е. сторона, с которой садится на лошадь, а вместо слова «справа» – выражение қамшы жақ, т.е. сторона, в которой держит кнут.

Adam_adamov

Казахи очень ценили и берегли коней, любовно называли их «есті жануар» - «мудрым животным», «тілсіз адам» - «безъязыковым человеком», «человекоподобным зверем», своих горячо любимых детей называли лошадиными прозвищами: «жеребенок мой», «жеребеночек мой», «құлыным-құлыншағым»; справедливого и честного человека именовали «аргамаком», и самого коня называли человеческими именами, давая теплые человеческие прозвища «қарағым» - «зрачок моих глаз», «шырағым» - «светоч ясный» и т.п.

Artur07

интересная статья 👍🏻 очень важно рассказывать о наших культуре со всеми ее особенностями

Artur07

Это самое важное животное в культурно-бытовой среде казахского народа. Лошадь выполняла множество функций и имела огромное значение в течение многих веков.

Artur07

Лошадь стала символом силы, выносливости и духовности для казахского народа. Величественные кони неразрывно связаны с культурой, традициями и историей Казахстана.

Южный10

Ешкібас – басы ешкінікіне ұқсайтын жылқы. Қойбас – басы қойдікіне ұқсайтын жылқы. Орақбас – кеңсірігі шығыңқы, дөңес (кұс) тұмсықты болып келетін жылқы. Қамысқұлақ – қос құлағы жұқа, әрі бір біріне жақын болып, үнемі тікірейіп тұратын жылқы. Қайшықұлақ – жүргенде сүйрік біткен қос құлағын қайшылап жүретін жылқы. Мәстек – екі құлағы екі жаққа қисая біткен (салпаң құлақ) жылқы. Сауранат, сауран сойы – сәйгүлік сияқты мінез танытып, шиыршық атып тыпыршып, бір орында тұрмайтын жылқы. Сәйгүлік жылқының бір түрі. Дербіт – жуан денелі, аяқтары әлді, биік, өзі күшті, құйрық-жалы қалың келген жылқы. Бөртекі – тез болдыратын, сүйек майы жұқа, қара етті жылқы. Маймақ – сирақтары қисық біткен жылқы. Қоңды жылқы – еттілеу көрініп, сырт көзге бұлтиып бұлшық еттері ыдырайып көрінетін жылқы. Тарпаң жылқы – асау, үркек, көрінген дүниеден жалт беріп тулап, не тепершік атып тұратын жылқы. Әсілі мұндай жылқы міністен қажығыш болады. Мұндай кезде тістеуік болып кетеді. Былайша айтқанда, сенімсіз жылқы. Қоңылтақ жылқы – өмірі бойын жинап толық тойына алмайтын, бұлшынына ет жинай алмайтын жүдеу жылқы. Қысыраған жыл

Южный10

Жалы мұздай (жалы доғадай) жылқы - Семіз, жалы тұтасқан жылқы.

Южный10

Тесеген жылқы (құнан, байтал, тай) - Тісі түсіп, жаңадан пайда болған тістердің ішінде «ұры» тіс (басқа тістерден ұзын) шығып жайыла алмай, жүдеп жүрген жас жылқы.

Южный10

Берік жалды жылқы - Ортадан төмен жалы (жал майы) бар жылқы.

Южный10

Жабық етті жылқы - Аса семіз емес, қара еті жоқ, қабырғасы жабық жылқы.

Южный10

Барлыққан жылқы - Семіздей мініліп, қызыл май болуға аз-ақ қалған жылқы.

Южный10

Керден (керенау) жылқы - Жүргенде аяғын ширақ баспай, жай аттай басатын жылқыны айтады.

Южный10

Қырсау жылқы - Жүрмейтін шабан жылқы.

Южный10

Тақымға басқан ат - Шаруаның, не жеке бір адамның жасынан күтіп, жеке иелігіне алып жүрген күш-көлігі.

Владимир60

Занимательные, интересные факты, по сути конь это член семьи, во всех случаях, но итог печален - съели коня...!!

Актюбинск

Культ коня у русских так же определяется и тем, что они не едят своего лучшего помощника в войне и мирной жизни.

Ibash

Вот вы кушаете свинину? А свинья ест все начиная (простите) от г.вна, своего потомства и человечинкой не брезгует(в РФ свинья откусила пьяной женщине нос)!

403968

Именно кочевники приручили коней и им решать есть их или нет. А вы кого приручили? 😂🤣

AZT

Арабы кочевники, они так же причастны к приручению лошади. Арабы не едят лошадей.

Ibash

Научно доказано что лошадь приручена на территориях нынешнего Казахстана!))) И мы то что мы едим, мы кушаем конину! А вы свинину?)))

astana2018

Зато свиней едят. Зачем им коней есть?!!!

jitsu gif