Почему джинсы в СССР стоили три зарплаты, а меховые шапки носили даже в ресторане
Опубликовано:
Меховые шапки и джинсы — культовые вещи в гардеробе советских модников. О них мечтали и их покупали за большие деньги. Эти вещи стали отражением социально-экономических реалий того времени.
- Меховые шапки в СССР стали символом статуса и благосостояния, их высокая стоимость и риск кражи привели к тому, что женщины часто не снимали их даже в помещении.
- Джинсы были дефицитным и дорогим товаром, недоступным в обычных магазинах, их стоимость на черном рынке могла достигать 2-3 средних зарплат.
- Торговля дефицитными товарами, включая джинсы, породила явление фарцовки - подпольной перепродажи, которая, по некоторым оценкам, составляла значительную часть экономики СССР.
Не снимать шапку в помещении — давняя традиция
Правила шляпного этикета говорят, что женщинам не нужно снимать шляпы в помещении. Эта норма сформировалась на протяжении веков и основывается на сочетании традиций, социальных норм и практичности.
Американский лайфстайл-журнал Southern living пишет, что одна из главных причин, по которой правила не обязывают женщин снимать головные уборы в помещении, заключается в исторической и культурной роли шляп как части образа. В то же время женские головные уборы, которые носят исключительно с целью защиты от холода, в помещении все же следует снимать. Так почему же в СССР была распространена практика, когда женщины не расставались со своим шапками даже в театре и ресторане?
Меховой головной убор — модное веяние
Авторы книги «Мех: история, мода, практические советы» отмечают, что во второй половине XX века законодателями моды были западные модные журналы и кинофильмы. Они диктовали моду на все, включая головные уборы.
Например, в 1970-е годы о шапке из лисьего меха, как у Нади, героини Барбары Брыльской в «Иронии судьбы, или с легким паром!» (1975), мечтали много молодых женщин того времени. Популярными у модниц были так называемые пыжиковые шапки (из шкуры молодого оленя), шапки из лисы, норки, кролика, каракуля, песца и других натуральных мехов.
Шапка из норки или лисы — показатель статусности
Меховые шапки стали своеобразным маркером благосостояния семьи. Стоили они дорого и считались настоящим предметом роскоши, особенно на фоне дефицита товаров в магазине. Обзавестись шапкой из натурального меха мечтали многие женщины, поэтому за аксессуар часто отдавали последние деньги с зарплаты, а то и собирали на них не один месяц. Такие изделия покупали на годы и тщательно берегли, набивая газетами, заворачивая в платки или надевая на банку, чтобы шапка не потеряла форму и внешний вид.
Шапку могли украсть или потерять
Эта причина стала логичным продолжением предыдущей. Из-за высокой стоимости шапки становились объектом внимания воров-шапочников. Чтобы было сложнее сорвать шапку с головы, изобретательные модницы придумали простой способ — пришивали к шапкам резинки. Шапку надевали на голову, а затем пропускали резинку под подбородок, чтобы покрепче закрепить вещь на голове.
Гардеробные кинотеатров или театров, ресторанов не несли ответственность за сохранность личных вещей. Чтобы не потерять ценную вещь, а заодно и продемонстрировать аксессуар на публике, женщины попросту не снимали шапку в таких местах.
Головной убор прикрывал дефекты прически
Еще одна простая причина, почему шапку не снимали в помещении, — сохранность прически. Модные в то время начесы и кудри было сложно сберечь под теплой шапкой, даже если на волосах был лак. Начес терял объем, волосы могли распушиться, а гладкая и аккуратная укладка превращалась в хаос на голове. Поэтому без аксессуара прическа выглядела неаккуратно.
В совокупности эти причины и привели к тому, что женщины перестали снимать теплые меховые шапки даже в жарком помещении. Можно было увидеть женщину в легком вечернем платье с пышной шапкой из чернобурки на голове.
Джинсы — мечта советской молодежи
Не только меховые шапки были дефицитным товаром в СССР. Ресурс о финансах Investopedia пишет, что советские граждане с трудом могли купить такие дефицитные товары, как синие джинсы иностранного производства. Чтобы их приобрести в магазине, многие прибегали к взяткам или семейным связям.
Знаковым для распространения денима в СССР стал Всемирный фестиваль молодежи и студентов, прошедший в 1957 году, когда советские люди собственными глазами увидели западную моду и познакомились с джинсами. С этого момента брюки стали культовой и весьма дефицитной вещью в гардеробе советского человека. Их популярность породила пласт теневой экономики, основанный на перепродаже джинсов.
Брендовые джинсы покупали у фарцовщиков
Подпольную торговлю дефицитными товарами называли фарцовкой, а спекулянтов, которые их продавали, — фарцовщиками. В основном это были молодые люди (студенты), а также лица, которые по роду своей деятельности имели возможность тесно общаться с иностранцами. В условиях тотального дефицита и спроса на редкие и оригинальные вещи их деятельность была очень востребована.
Свой товар перекупщики продавали разнообразными способами. Джинсы и другие дефицитные товары можно было купить из-под полы в подворотне, на квартирах по договоренности, около универмагов, в вестибюлях гостиниц и вокзалов, на стихийных рынках. «На дело» перекупщики выходили в образе простого, скромно одетого человека, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания.
Джинсы на черном рынке продавали по завышенным ценам. Американские джинсы, такие как Levi's, Wrangler или Lee, продавались по цене от 150 до 250 рублей за пару, что составляло 2–3 средние зарплаты.
Джинсы нередко становились предметом обмена на другие дефицитные товары: технику, косметику, одежду. Фарцовщики зарабатывали гораздо больше, чем средний гражданин СССР, однако при этом сильно рисковали, ведь за незаконный оборот товаров спекулянтам грозил уголовный срок с конфискацией имущества.
По данным энциклопедии Britannica, советская экономика черного рынка была эквивалентна более чем 10% официального ВВП страны, а газета Los Angeles Times писала, что практически половина потребительских товаров, произведенных в Советском Союзе, поступала к покупателям через черный рынок по завышенным ценам, что требовало принятия нового законодательства против спекулянтов.
Дефицит породил своеобразный культ вещей, превратив их в нечто большее, чем просто одежду. Меховые шапки были символом достатка, подчеркивали престиж владельца. Носить этот элемент гардероба даже в кафе было не только уместно, а и респектабельно. Джинсы же стали воплощением духа свободы и бунтарства, стремлением к западной моде.
Нужен отдых от текста? Насладитесь захватывающими онлайн-играми от Яндекса на нашем сайте!
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/interesting-facts/2189135-pochemu-dzhinsy-v-sssr-stoili-tri-zarplaty-a-mehovye-shapki-nosili-dazhe-v-restorane/