Скорость, дистанция, осторожность и правильный уход за авто: советы автоэксперта о зимнем вождении
Опубликовано:
Вождение зимой сопряжено с рядом опасностей. О правилах, соблюдая которые, вождение зимой будет комфортным, и об уходе за машиной рассказывает преподаватель автошколы СДС Антонина Шустер.
- Автоэксперт Антонина Шустер рассказывает о правилах безопасного вождения зимой, включая подготовку автомобиля, выбор правильных шин и проверку жидкостей.
- Эксперт подчеркивает важность снижения скорости, увеличения дистанции и плавности маневров на зимней дороге из-за гололеда, снегопадов и черного льда.
- Даются советы по управлению автомобилем с разными типами привода в случае заноса, а также рекомендации по использованию передач на механической и автоматической коробках передач.
Материал подготовлен в сотрудничестве с автошколой СДС.
При слове «зима» первым делом в воображении рисуются красивые картинки — новогодние елки, заснеженные деревья на улицах. Но для водителей зима — это период, когда управление автомобилем становится настоящим испытанием. Чтобы чувствовать себя уверенно за рулем в холодное время года, важно понимать особенности зимнего вождения и соблюдать ключевые правила. Давайте разберемся, что нужно для того, чтобы ездить по зимним дорогам безопасно и легко.
Подготовка автомобиля к зиме
Начать нужно с состояния автомобиля. Для того чтобы максимально обезопасить себя и своих пассажиров, обязательно подготовьте свой автомобиль к поездкам в холода. Что нужно проверить:
- Шины. Установите зимние шины с мягкой резиной и глубоким протектором. Не забывайте проверять давление в шинах, на морозе оно снижается. Если вы живете за городом и вам часто приходится ездить по замерзшей грязи или насту, то лучше будет выбрать шипованные шины. Но помните, что такие шины на сухом асфальте увеличивают тормозной путь.
- Аккумулятор. На холоде емкость батареи падает на 30–50%. Проверяйте заряд и состояние клемм хотя бы раз в неделю. Клеммы должны быть чистыми и не окисленными. Если клеммы окислены, то машина может плохо заводиться, потому что не будет достаточного контакта с проводами, через которые идет ток для подачи искры в камеру сгорания в двигателе.
- Жидкости. Используйте незамерзающую жидкость для стеклоомывателя. Лучше не использовать смесь водки, моющей жидкости и воды, как делают некоторые водители. Специальная жидкость имеет необходимое соотношение компонентов, которое не позволяет ей замерзать на морозе. Убедитесь, что уровень тормозной и охлаждающей жидкостей соответствует норме. Сделать это несложно: откройте капот вашего автомобиля и посмотрите на расширительные бачки, в которые добавляются эти жидкости. Если уровень в пределах нормы — все в порядке.
- Тормоза. Проверьте состояние тормозных колодок перед наступлением морозов. Это очень важный момент. Стертые тормозные колодки приводят к увеличению тормозного пути и возникновению ДТП. Если вы слышите во время торможения скрежет или скрип, обязательно заедьте на СТО для проверки тормозов.
- Щетки стеклоочистителя. Замените старые щетки, потому что со временем резина на стеклоочистителях задубевает и перестает хорошо снимать со стекол воду, грязь и снег. Важно, чтобы резиновые ленты щеток были мягкими и плотно прилегали к стеклу автомобиля во время работы.
Хотя бы раз в неделю, например в выходной день, внимательно осматривайте своего железного коня, чтобы во время заметить и устранить неисправности. Состояние автомобиля очень важно для безопасности на дороге.
Чем отличается зимнее вождение от летнего?
Зимняя дорога — это в первую очередь гололед, рыхлый снег или черный лед. Сцепление с дорогой становится хуже, тормозной путь увеличивается, а резкие маневры становятся крайне опасными. Например, во время экстренного торможения при скорости 50 км/ч на льду тормозной путь может достигать 40–50 м, тогда как на сухом асфальте — всего 15-20.
Снегопады
Одна из основных опасностей зимнего периода для водителей — снегопады и ухудшение видимости. Снег может засыпать стекла и зеркала, тем самым снижая видимость. Следите за чистотой стекол и фар, используйте антизапотевающие средства.
Если вы оставляете машину на ночь на улице, то, чтобы не замерзло лобовое стекло воспользуйтесь старым дедовским способом. Накиньте на него какое-нибудь ненужное покрывало и зафиксируйте дверями. Даже если будет снег, вы просто скинете это одеяло вместе со снегом и не будете тратить время на очистку лобового стекла перед поездкой.
Чтобы за ночь лобовое стекло не замерзло, перед тем, как закрывать машину, откройте все окна, чтобы теплый воздух вышел. Температура воздуха и машины примерно сравняются и на стекле не будет образовываться конденсат из-за разницы температур внутри и снаружи. В результате можно избежать обледенения стекол автомобиля.
Гололед и черный лед
Гололед — это ситуация, когда вы четко видите наледи на дороге. Это помогает вовремя снижать скорость и быть более аккуратным при любых действиях на дороге.
А вот черный лед — это гораздо более опасный вариант обледенения дороги. На первый взгляд дорога может выглядеть сухой, но на самом деле ее покрывает тонкая прозрачная пленка льда. Если вы заподозрили, что на дороге черный лед, проверьте сцепление шин с дорогой, для этого слегка затормозите на безопасном участке. Если почувствовали, что шины хуже цепляются за дорогу, значит нужно быть более осторожным. Чаще всего появление черного льда связано с тем, что сначала шел дождь или мокрый снег, а затем резко ударил мороз.
Заносы
Зимой даже сухой асфальт не дает хорошего сцепления шин. Поэтому нужно помнить, что занести машину может на любом покрытии. Даже на ровном сухом участке дороги с холодным покрытием резкий поворот руля или резкое торможение может привести к заносу. Старайтесь не разгоняться и избегайте резких поворотов руля и экстренного торможения.
Правила вождения зимой
Зимой каждое действие за рулем должно быть продуманным и плавным. Вам нужно следить за скоростью, дистанцией, осторожно маневрировать и учитывать, какая коробка передач у вашего авто — механическая или автоматическая.
Выбор скорости и дистанции
Даже если дорога кажется безопасной, снижайте скорость, особенно перед прохождением поворотов. По мере возможности держите расстояние до впереди идущего автомобиля в 2–3 раза больше, чем летом. Это даст вам больше времени для реакции. При перестроении в соседнюю полосу сначала посмотрите в зеркало заднего вида, которое расположено в салоне. Если вы видите в зеркало автомобиль, который едет по соседней полосе, значит можно смело перестраиваться, вы создали безопасную дистанцию.
Избегайте резких движений рулем, потому что это может привести к заносу автомобиля. При перестроении помните что, помимо того, что нужно смотреть в зеркала, очень важно повернуть голову в сторону перестроения. Это поможет вам убедиться в том, что рядом, в слепой зоне вашего авто, нет другой машины.
Тормозите плавно. Если у автомобиля нет ABS, используйте технику прерывистого торможения. Ни в коем случае не зажимайте надолго педаль тормоза. Как только колеса автомобиля прекратили вращаться и отталкиваться от поверхности дороги, водитель теряет управление. Можно как угодно крутить руль, машина на скользкой дороге уйдет в неконтролируемый занос.
Как справляться с заносами
Зимой из-за сложных погодных условий и состояния дорог можно попасть в занос. Такая ситуация очень опасная, последствия неуправляемого движения автомобиля могут быть страшными. Конечно же, лучше водить так, чтобы максимально избегать ситуаций, которые могут привести к заносу, но если так все-таки случилось, я дам несколько советов, как действовать.
Если ваше авто с передним приводом, немного ускорьтесь и направьте руль в сторону заноса. Если вы попали в занос на авто с задним приводом, плавно уберите ногу с газа и аккуратно выровняйте автомобиль. Для полноприводных автомобилей можно комбинировать оба способа в зависимости от ситуации.
Особенности вождения авто с механической и автоматической коробками передач
Если ваше авто на механике, используйте низкие передачи для лучшего сцепления. Чем более скользкая поверхность дороги, тем ниже передача. Это позволит при помощи двигателя вынудить колеса вращаться медленнее и увеличит пятно соприкосновения колеса с дорогой, а значит улучшится устойчивость автомобиля.
Для автоматической коробки на особенно сложных участках дороги включайте пониженную передачу или зимний режим, если он есть. Если есть возможность, переключайтесь в ручной режим, чтобы управлять передачами.
Будьте внимательны и спокойны. Следите за поведением других участников дорожного движения и старайтесь заранее предугадать их действия. Например, смотрите не только на тот автомобиль, который едет перед вами, а старайтесь увидеть действия на три-четыре машины вперед. Если одна из них затормозила, вам тоже надо подготовиться к торможению.
Зимнее вождение — это не страшно, если соблюдать правила дорожного движения и учитывать особенности дороги. Снижение скорости, увеличение дистанции и плавность маневров помогут избежать неприятных ситуаций.
Давайте уважать друг друга на дороге и выполнять основные правила безопасного вождения. Берегите себя и своих близких. Пусть зимние дороги станут для вас источником только приятных впечатлений!
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/interesting-facts/2199648-skorost-distanciya-ostorozhnost-i-pravilnyy-uhod-za-avto-sovety-avtoeksperta-o-zimnem-vozhdenii/