Парковка в большом городе: в чем проблема и как ее решить, рассказывает архитектор-урбанист
Опубликовано:
Организация парковок авто — острая тема, особенно для больших городов. Архитектор и урбанист Риза Каратай считает, что обеспечить комфорт и для автомобилистов, и для пешеходов возможно.
- Проблема парковки в крупных городах вызвана несоответствием между ростом числа автомобилей и ограниченным пространством для парковочных мест, особенно в старых районах.
- Нормативные документы требуют от застройщиков обеспечивать минимальное количество парковочных мест, включая места для инвалидов, при строительстве новых объектов.
- Для решения проблемы парковки предлагается строительство многоярусных парковок и использование механизированных систем, а также внедрение современных урбанистических подходов к организации городского пространства.
Проблема парковки в большом городе очевидна: не хватает парковочных мест в связи с непропорциональностью между большим ростом количества машин и маленького запаса резервных территорий для развития города с учетом перспективы.
Дело в том, что перспективное развитие города закладывается на этапе разработки генерального плана. Соответственно, для старых районов это было сделано в прошлом веке в очень малом объеме. Некоторые районы старого города реконструируются и модернизируются, по возможности учитывая новые требования.
Для новых же районов разрабатываются планы детальной планировки, в которых учитываются такие показатели, как ширина красных линий, плотность застройки, этажность, назначение жилых, общественных, производственных, зеленых и других зон. Имея укрупненные показатели на район, можно предположить минимальные необходимые площади для размещения парковок в том числе.
Так, например, для жилого района с девятиэтажной застройкой и перспективным количеством жильцов не менее 1600 человек, необходимо минимум 160 машино-мест, которые можно разместить на паркинге и на открытых площадках для временного хранения.
Кто должен обеспечить достаточное количество парковочных мест?
Нормативными документами в сфере градостроительства и архитектуры заложены требования по обязательному обеспечению различных объектов площадками для размещения минимального количества парковочных мест. Следовательно, любой заказчик строительства, реконструкции или капитального ремонта зданий, сооружений и территорий, обязан предусмотреть парковку хотя бы с минимальным количеством мест.
Заказчиками могут выступать как городские власти, так и частные застройщики, инвесторы и предприниматели. Для всех требования едины и обязательны. Город же при этом вправе выделять дополнительные места для жителей и гостей города вблизи общественных городских пространств в виде «кармашков» вдоль улиц и проспектов. Согласно с последними изменениями в строительных правилах, на каждые 1000 жителей жилого комплекса необходимо предусмотреть не менее 100 машино-мест в радиусе 200 м.
Количество мест для инвалидов рассчитывается в процентном соотношении к общему количеству парковочных мест. Таким образом, для жилого района этот показатель составляет не менее 2%, для специализированных лечебных учреждений — не менее 10%. Такие места должны размещаться в непосредственной близости к входам в здания на расстоянии не менее 50 м, обозначаться соответствующими знаками и контрастными маркировками. Весь путь от парковочного места до входа в здание должен быть безопасными, информативными и комфортными для передвижения людей с особыми потребностями.
А вот правил или нормативов, которые касаются зарядных станций для электромобилей, в Казахстане нет.
Город удобный для автомобилистов и пешеходов — это возможно?
На мой взгляд, при разработке ПДП необходимо учитывать зоны для строительства общедоступных многоярусных парковок, особенно вблизи общественных центров районов и городов. Такие парковки заменили бы открытые площадки, сократили площадь застройки и экологический вред. У такого решения в целом много преимуществ, но для этого необходимо волевое решение городских властей.
В старых районах, где при застройке не было предусмотрено такого количества парковочных мест, которые нужны современному городу, возможно использование открытых многоярусных механизированных систем. С их помощью можно разместить на территории площадью под одну машину (примерно 20 м²) от трех до пяти машин.
Организация городского пространства — актуальная тема урбанистики. Это направление набирает обороты в больших городах и мегаполисах, ему обучают в ведущих вузах. Некоторые методы применяются в проектах благоустройства общественных центров, а также жилых комплексах бизнес-класса крупных городов РК. Для остальных же городов эта тенденция пока не применяется, отдается предпочтение старым методам.
Но, думаю, изменения не за горами, так как Комитет по делам строительства РК внедрил методический документ «Стандарт комплексной застройки городов» для добровольного применения рекомендательного характера. Этот документ содержит готовые наборы решений, образующих комплексную базу инструментов по формированию и преобразованию территорий жилой и многофункциональной застройки.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/interesting-facts/2204228-parkovka-v-bolshom-gorode-v-chem-problema-i-kak-ee-reshit-rasskazyvaet-arhitektor-urbanist/