Фильм «Текст»: сюжет, история создания, актеры, отзывы, рецензия
Опубликовано:
Фильм «Текст» с момента появления в российском прокате осенью 2019 года вызвал неоднозначную реакцию зрителей. Несмотря на это, оценки кинематографистов и критиков были высоки: в декабре фильм получил четырех «Золотых орлов». Расскажем подробнее, как родился замысел картины, как реализовывался проект и кто исполнил главные роли.
Фильм «Текст»: жанр, сюжет
Тема мщения маленького человека несправедливому миру актуальна в современном кинематографе. К ней обратились российские кинематографисты, создав фильм «Текст». О чем картина, расскажем подробнее.
Центральный сюжетный стержень криминально-психологического триллера — это тема потери личности, утраты индивидуальности, к которым приводит ненависть и …новейшие коммуникационные технологии.
Главный герой — Илья Горюнов — после успешно сданной сессии в МГУ отправился в клуб с девушкой. Во время рейда наркополиции молодой офицер Петр Хазин задерживает Веру — девушку Ильи. Парень вступается за нее и оскорбляет Хазина. Тот в отместку подбрасывает Горюнову кокаин. Молодого человека осуждают и отправляют в колонию.
Через семь лет Илья выходит на свободу, возвращается домой. Однако все, что было значимым для него, утеряно: мать умирает незадолго до его возвращения, Вера и лучший друг отдаляются.
В отчаянии Горюнов решает встретиться с Хазиным, чтобы узнать, зачем тот сломал ему жизнь. Встреча оказывается роковой — Петр погибает. В руках у Ильи оказывается смартфон врага — вся его жизнь. Горюнов вначале использует телефон, чтобы скрыть следы преступления, но вскоре начинает играть роль Хазина, а затем становится самим Хазиным.
Фильм «Текст», премьера которого состоялась в октябре 2019 года, поразил зрителей динамикой событий и многоплановостью проблем, которые затрагивает, — от социально-политических, вопросов межличностных отношений до проблемы трансгуманизма и самоидентификации человека в мире технологий.
Фильм «Текст»: история создания
Фильм «Текст», дата выхода которого на телевидении уже известна (8 января 2020 года картину показал канал «Кинопремьера»), — имеет интересную историю создания.
Сценарий
Киноверсия истории Ильи Горюнова появилась после того, как в 2017 году был опубликован одноименный роман писателя-фантаста Дмитрия Глуховского, а в 2018-м Максим Диденко на сцене театра им. Т. Ермоловой представил оригинальную постановку по мотивам произведения. Экранизация книги Глуховского стала вопросом времени, поскольку уже в театральной постановке были использованы киноприемы визуализации.
Дмитрий Глуховский получал десятки предложений экранизировать роман не только от российских продюсеров (Александр Роднянский и Тимур Бекмамбетов), но и от итальянских, американских и южнокорейских студий.
В результате переговоров права на экранизацию получили российская и американская компании. Сценарий к российской киноверсии романа «Текст» писал сам автор бестселлера. Режиссером стал Клим Шипенко («Кто я», «Салют-7»).
Съемки
Снимали фильм «Текст» в 2019 году. Съемочный процесс длился с января по март. В фильме много натуралистичных, живых картин. Это сцены в метро, на улице, в электричках. Их снимали скрытой камерой, которая была встроена в переноску для животных. Для съемок не перекрывали улицы и не останавливали движение. Дмитрию Глуховскому досталась роль одного из пассажиров метро.
В картине заявлено, что часть событий разворачивается в подмосковной Лобне, однако снимали сцены в другом городе-сателлите — Дзержинском. Здесь отсняли эпизоды пребывания Горюнова в родном доме — обычной квартире в многоэтажке. Также снимали фильм в Москве и на Мальдивах.
Указывает на максимальную приближенность к реальности, которую демонстрирует фильм «Текст», сцена убийства главным героем Хазина. Снимали на улице, постановка сцены — это импровизация. В кадр попало несколько случайных прохожих, и эту ситуацию исполнитель роли Ильи красиво обыграл. После было создано еще несколько дублей этой сцены, но первая работа оказалась самой удачной.
С натуры снималась сцена, когда Горюнов прячет труп Хазина в канализации. Съемки велись на глубине 10 м в коллекторе Тропарево-Никулино.
Читайте также: «Идеальная няня»: дата выхода, сюжет и трейлер
Фильм «Текст»: актеры и роли
Фокус фильма «Текст» сконцентрирован на трех главных персонажах. Их образы создали талантливые и востребованные в российском кинематографе актеры:
Александр Петров
Роль Ильи Горюнова исполнил Александр Петров, известный зрителям по ролям журналиста Кирилла Андреева («Пока цветет папоротник» и «Беловодье. Тайна затерянной страны»), Николая Гоголя («Гоголь. Начало» и «Гоголь. Вий»), Гриша Измайлов («Полицейский с Рублевки») и др.
В интервью Александр Петров признался, что с момента приглашения в проект «Текст», он познакомился с романом Дмитрия Глуховского. До начала съемок концепции героя у актера не было.
Всё решили обсуждения с режиссером. Александр Петров создал образ молчаливого, угрюмого, обездоленного человека, который очень редко, но страстно выплескивает эмоции. Актеру нелегко дался психологический портрет Ильи Горюнова — маленького человека, которого сожрали жернова действительности.
Иван Янковский
Иван Янковский — внук легендарного Мюнхгаузена советского кино Олега Янковского — сыграл в фильме Петра Хазина — офицера наркополиции. Двадцатидевятилетний актер уже успел сыграть в картине-фэнтези («Индиго») и супергеройском фэнтези-боевике («Ночные стражи»), фантастической драме («Икария») и военно-историческом фильме («Союз спасения»).
Лучшими его ролями пока что критики называют образ оперного певца Андрея («Дама Пик») и Петра Хазина («Текст»). За исполнение последней роли актера номинировали на «Золотого орла».
Иван Янковский создал неординарный образ антигероя. Зритель быстро понимает, что Хазин такая же жертва системы, как и Илья Горюнов. Актеру удалось показать, что его персонаж съеден системой, в которой работает, подчинен ей и совершенно обезличен. Он одновременно и вершитель человеческих судеб, воплощенное зло, всесильный человек, и жертва чужой жизненной позиции.
Кристина Асмус
Нежная и трепетная Варенька Черноус из сериала «Интерны» перевоплотилась в раскрепощенную и откровенную Нину — девушку Петра Хазина. Напомним, что после работы в серьезных проектах («А зори здесь тихие...» и «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее») Асмус на три года пропала из поля зрения зрителей и вернулась в кино со скандалом. По-особенному знаменитым сделала фильм «Текст» постельная сцена с Кристиной Асмус. Шокировала откровенность и натуралистичность поз.
Стал ли прорывом в карьере для Асмус фильм «Текст»? Трейлер без цензуры быстро стал вирусным и породил немало нареканий и злобных комментариев со стороны поклонников актрисы и ее мужа, Гарика Харламова. Стали поговаривать о том, что пара рассталась. Некоторые зрители стали требовать, чтобы актрису лишили родительских прав.
В интервью актриса призналась, что согласие на сцену с обнажением было одним из главных условий режиссера. Обнажение души — основной посыл, который делает фильм «Текст». Сцена с Асмус без цензуры — логичное продолжение идеи ликвидации интимности в современном мире технологий.
Также в фильме зрители увидят молодых актеров: Максима Виноградова, Софью Озерову, Кирилла Нагиева, Арслана Мурзабекова и др.
Фильм «Текст»: критика
Нестандартный формат криминальной драмы с психологическим уклоном по-разному воспринят зрителями и критиками. Помогут определиться, стоит ли смотреть фильм «Текст», отзывы, которыми поделились киноманы, а также рецензия.
Отзывы
Зрителей впечатлила неприкрытая, а временами и гротескная правда жизни. Реалистичность картин, характеров, поведения, эмоций отнесена к плюсам фильма. Однако откровенная постельная сцена у большинства вызвала негодование и подозрение, что была введена только для эпатажа публики.
Высокие оценки заслужила актерская игра исполнителей главных ролей. Многих удивила сдержанность и эмоциональная закрытость Александра Петрова и раскрепощенность Кристины Асмус. При этом многие зрители высказались, что распиаренность проекта превзошла его художественные достижения.
В некоторых отзывах содержится критика не только сцены сексуального характера, но и мат, который шокирует и режет слух. Насколько оправдан такой ход при том, что роман Глуховского написан отличным литературным языком, для зрителей осталось загадкой.
Рецензия
Фильм «Текст» намного глубже того, что готов увидеть современный российский зритель, пресыщенный криминальными драмами и триллерами отечественного производства. Чернуха, грязь, лицемерие, беззаконие правоохранительных органов, беззащитность маленького человека — все, что есть в реальной жизни, создатели картины «Текст» показали без цензуры и лицемерия. Однако этим современного человека не удивишь.
За этим сюжетным фоном развивается иная линия — линия гибели последнего героя. Нет больше ни благородных защитников чести и справедливости, ни благородных мстителей, которым сочувствуешь и победы которых ждешь. «Текст» разрушает все эти иллюзии современного общества. Время супергероев прошло. Вот реальная жизнь, на которую нужно смотреть без розовых очков.
Тот, кто страдал и решил восстановить справедливость, в результате стал обычным убийцей и тем самым злом, против которого боролся. Спустившись в подземелье — канализацию с трупом Хазина, Илья Горюнов открыл шлюзы для зла, которое в результате полностью затопило его. Мефистофель Хазин оказался жертвой системы, которой служил. Он так и не стал самим собой, а остался гротескным эрзацем зла.
Оба героя — никто. Их заменяет экран смартфона. Туда перенесена вся их жизнь, их переживания, душа. Бездушный экран, который становится Alter ego человека, — диагноз современности. Реальный человек — призрак. Существует только его цифровое дополнение. В сценарии Дмитрия Глуховского и режиссуре Клима Шипенко такое открытие шокирует.
Фильм «Текст», трейлер которого есть в свободном доступе, близок по социальному подтексту к «Джокеру» Тодда Филлипса. Хазин, высмеивая беззащитность и обреченность Горюнова вечно быть униженным и второсортным в реальной жизни, называет его клоуном. Это и провоцирует гнев и мщение. То же самое происходит с Артуром Флеком, решившим доказать, что он тоже человек. Что означает такое совпадение? Только то, что маленький человек будет бунтовать и его мщение будет жестоким. Таков прогноз романиста Глуховского.
Фильм «Текст» разрушает глянцевость кинокартинки, которую до сих пор создавало российское кино. Он касается болезненных для общества и человека проблем поиска самоидентичности, справедливости, добра и зла. Представленная в статье информация поможет решить, смотреть ли эту картину или нет.
Читайте также: «Отыграть назад»: трейлер, дата выхода
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/movies/1838680-film-tekst-suzet-istoria-sozdania-aktery-otzyvy-recenzia/