Сценаристы фильма «Моя большая казахская семья» рассказали о создании кино и развитии индустрии в Казахстане
Опубликовано:
Глядя на Нуржана Еркинулы и Медета Калибекова, складывается впечатление, будто они работали вместе всегда. На самом же деле, если бы не случай, словно срежисcированный в лучших традициях кинематографа, то тандема сценаристов могло и не сложиться. Мы встретились с Нуржаном и Медетом, чтобы поговорить об особенностях их творческого дуэта и работе над фильмами «Моя большая казахская семья» и «Агашки по вызову».
- Нуржан, Медет, расскажите, как сложился ваш сценарный тандем?
Нуржан: Совершенно случайно. В начале этого года я таксовал, и по дороге увидел человека, который «голосует». Сегодня ведь это редкость, поэтому я подъехал, и так завязался наш разговор. Это был Медет.
Медет: У меня не было денег, Нуржан бесплатно меня довез, а в ходе разговора поделился, что сейчас как раз пишет один сценарий, и ему нужен человек с хорошим чувством юмора. А я же стендап-комик, поэтому мы договорились попробовать поработать вместе. Следующая встреча прошла опять же в машине. Сценарий, написанный таким образом, всем понравился, а мы решили и дальше вместе работать.
- С чего начинался путь в кино для каждого из вас?
Нуржан: С телевидения. Там мы с коллегами и друзьями писали сценарии к небольшим сериалам. Было написано около двадцати сценариев. Потом решил, что надо уйти в кино. Где-то год ничего не писал, после чего поступило предложение от "Кинопарка". Так началась работа над первым фильмом – «Моя большая казахская семья».
Медет: Для меня это первый большой опыт, так как до этого я работал в стендапе. Но кино всегда привлекало, и мне хотелось попробовать свои силы именно в этом направлении. И сейчас именно это с нами и происходит. Очень интересная работа.
- Как распределяется работа между вами двумя?
Нуржан: Я по большей части отвечаю за драматургию, персонажей, как они в целом оформлены.
Медет: На мне лежит задача, чтобы это было смешно. Нуржан заставляет всех плакать, а я смеяться. Если говорить в целом, то мы работаем по калифорнийской системе (методика написания сценариев к кино, принятая в Школе кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии, Лос-Анджелес).
- Что для вас важно при создании новой истории?
Медет: Мне кажется, что главное – это хороший персонаж. Причем, его даже не нужно придумывать, нужно просто оглянуться вокруг. В нашей деревне есть такие истории, такие характеры, что так и просятся в кино. Жизнь – это самый лучший сценарист.
Нуржан: На мой взгляд, самое главное, чтобы это работало. То есть, не ради шуток придумывать какие-то сцены, а чтобы в это могли поверить зрители.
- Были ли у вас случаи, что вы создали сценарий, но на съемочной площадке приходило понимание, что получилось не то? Приходилось ли докручивать историю во время производства?
Медет: Не приходилось. На площадке мы просим артистов не менять реплики, потому что одно взаимосвязано с другим.
Нуржан: Бывает, что актеры на площадке хотят добавить что-то от себя, импровизировать, но они не понимают, что это может выбиться из контекста. По причине, что их герой не может так говорить или действовать в принципе. Поэтому на площадке меняем сценарий только мы, при этом учитывая советы режиссера.
- Ваши вкусовые предпочтения совпадают? Важно ли это при работе в тандеме?
Нуржан: Нет, наши вкусы совсем разные. Медет любит советское кино, а я смотрю в основном фильмы корейского и японского производства.
Медет: Мне кажется, в этом и есть наш плюс. Потому что у Нуржана одна точка зрения, а у меня другая. И мы приходим к какому-то балансу. Весь мир держится на балансе.
Нуржан: Да, у нас две разные роли. Я больше выступаю в качестве родителя, а Медет – ребенка. Он предлагает в основном какие-то наивные, чистые вещи, наверно, так как смотрит на мир глазами ребенка. А я родитель, у которого вечная тревога и страхи. Поэтому, я думаю, у нас, получается показать историю зрителю сразу с двух точек зрения.
Медет: Да, мы как злой и добрый полицейский.
- На ваш взгляд, конек тандема Калибеков-Еркинулы – это комедии? Хотели бы вы попробовать свои силы в других жанрах?
Нуржан: До настоящего момента мы работали только в жанре комедии. Однако не так давно мы приступили к написанию нового сценария – боевика под названием «Телохранитель для дочери». Это история о человеке, который участвовал в операции «Жусан» (операция по возвращению казахстанских граждан из зоны боевых действий в Сирии), имеет сложный и противоречивый характер. В фильме поднимаются темы радикализма и терроризма, и это потребовало от нас углубленного изучения вопроса, дополнительной экспертизы, в том числе и консультаций специалистов. Многие факты, которые мы взяли за основу фильма - реальные. Этим и прекрасна и одновременно сложна эта история.
Медет: Добавлю, что параллельно у нас идет работа еще над тремя проектами – это комедии под рабочими названиями «Бешпармак», «Мой звездный парень» и «Предложение».
- К вопросу о комедиях. Первыми вашими совместными проектами стали фильмы «Моя большая казахская семья» и «Агашки по вызову», первый из которых уже появился на больших экранах, а второй - с 27 января. Поделитесь, как вам работалось с режиссерами картин, Аленом Ниязбековым и Дарханом Саркеновым?
Медет: Нам понравилось работать и с Аленом и с Дарханом. Каждый из них отличается своим особенным стилем и подходом к работе. Ален хорошо снимает экшн-сцены, очень дипломатичный режиссер. Дархан всегда был в контакте с нами, уточнял, что мы хотели сказать в той или иной сцене, чуткий режиссер. Конечно, они вносили свою режиссерскую лепту, от чего наша история становилась ярче и смешнее, но оба старались сохранить и передать именно то, что было заложено в сценарии. Одним словом, они профессионалы своего дела.
- Важно ли иметь профессиональное образование, для создания сценариев к кинофильмам, или же опыта достаточно?
Нуржан: Мы закончили школу «өмір», она нас всему научила и продолжает учить. Я в 35 классе, а Медет…
Медет: …а я в 33 скоро перейду. И мне кажется, что мы отличники. Хорошо учимся.
- Что вы думаете о тенденции развития казахского кино?
Медет: Тенденцию диктует время, и нам кажется, что отечественное кино развивается в правильном направлении. Особенно радует, что казахстанский зритель всегда по-особенному относится к своему кино, любит и смотрит его.
*На правах PR.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/movies/1948416-stsenaristy-filma-moya-bolshaya-kazahskaya-semya-rasskazali-o-sozdanii-kino-i-razvitii-industrii-v-kazahstane/