Top.Mail.Ru
Досуг

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Айдар Омаров: Культурная политика важна как "мягкая сила"

Опубликовано:

Хлопушка-нумератор
Иллюстративное фото: Pixabay

21 мая представители культуры и искусства Казахстана празднуют свой профессиональный праздник. Киноиндустрия является не только ключевым сектором креативной экономики в Казахстане, но и важной составляющей в культурном развитии нации. По статистике, среди объектов культуры кинотеатры — это второе по посещаемости место у казахстанцев после библиотек. Вице-президент по производству АО "Казахфильм" Айдар Омаров поделился в интервью мнением о том, что изменилось в сфере кино за последние годы и какие вопросы еще предстоит решить.

— 10 лет назад в Казахстане учредили профессиональный праздник для работников культуры и искусства. В чем его важность? На ваш взгляд, какую важную миссию выполняют работники культурной сферы и сферы кино в частности?

— Культура — неотъемлемая часть развития гражданского общества. Возьмем простой пример: если взять неблагополучный район и разместить там инсталляцию, объект искусства, который будет привлекать жителей и туристов, там будет улучшаться криминогенная ситуация. Во-первых, потому что туда будут подтянуты сотрудники правоохранительных органов, чтобы обеспечить безопасность жителей и гостей. Во-вторых, развивается культурное самосознание граждан.

Культурный человек никогда не пойдет грабить магазин или крушить здания. Культурная политика важна именно как "мягкая сила", которая воздействует на самосознание граждан любой страны, обеспечивая нравственное развитие и стремление человека к познаниям.

— Что Вы можете назвать достижением в отечественной киноиндустрии за последние годы?

— Как бы ни критиковали закон "О кинематографии", принятый в 2019 году, я считаю, что это было хорошим шагом, потому что вместе с ним у нас в кинопрокате появилось большое количество отечественных кинопродуктов, которые создаются частными студиями. Помимо этого, повысилась узнаваемость казахстанского кинематографа. Если посмотреть на фестивальные фильмы, которые завоевывают призы, это все картины, созданные за счет государственного бюджета и благодаря закону "О кинематографе". У нас в Казахстане появилась плеяда кинематографистов, которые сегодня влияют на развитие отечественной киноиндустрии.

— Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, говоря о развитии киноиндустрии, отмечал, что целесообразно создать в стране цифровую систему, определяющую количество посетителей кинотеатров. В чем ее необходимость?

— Необходимость этой системы можно легко понять, когда в прокат выходят

казахстанские фильмы. Представьте: вы продюсер, сняли кино, идете в кинотеатр продавать свое кино. Но по факту вы не можете точно знать, сколько продали билетов на ваше кино. Вы будете отталкиваться от отчета, который вам даст либо прокатчик, либо кинотеатр.

Если же государство внедрит единую электронную систему билетирования, то вы сможете увидеть, сколько в день прошло продаж именно на ваш фильм, можете посчитать рентабельность. Должна быть единая и прозрачная система, которая охватывала бы все частные кинотеатры.

Возможно, здесь надо вовлекать и другие системные документы нашей страны, например, Кодекс об административных правонарушениях, как это сделали в Российской Федерации. Там штрафовали все кинотеатры, которые не были подключены к единой системе продажи билетов.

— Как Вы оцениваете внимание со стороны государства к развитию отечественной киноиндустрии и к решению насущных проблем в этой отрасли?

— Есть проблемные вопросы, которые еще не решены с принятием закона "О кинематографе", и они требуют активного вовлечения государственных органов, чтобы в дальнейшем усилить развитие отечественной киноиндустрии как внутри страны, так и за рубежом. Например, один из проблемных вопросов, который на сегодняшний день не решен, это вопрос рибейтов (субсидия на возмещение затрат организациям кинематографии). Это норма, которая сейчас прописана в законе, но у нее очень сложный путь и механизм, есть небольшие пробуксовки в бюджетном законодательстве в части возмещения этих расходов, до конца не проработан механизм, кто будет администратором этих бюджетных средств, как будет проходить сама процедура: республиканская или межведомственная комиссия или через распределяемые бюджетные программы.

Существует много вопросов, которые влияют на получение рибейтов, а значит, и на инвестиционную привлекательность для продакшн-студий. Если мы этот вопрос решим в кратчайшие сроки, мы значительно повысим инвестиционную привлекательность казахстанского кино.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/movies/2104623-aydar-omarov-kulturnaya-politika-vazhna-kak-myagkaya-sila/