«Казахстан стал для нас домом»: судьба первых переселенцев в одной истории
Опубликовано:
Для независимого Казахстана этническое многообразие народа является уже устойчивой культурой и частью идентичности. Однако, корни этого уходят далеко в период прошлого столетия. Редакции NUR.KZ удалось поговорить с одним из представителей корейской диаспоры, старейшиной ассоциации корейцев Кызылординской области Ге Хак Римом, и узнать из первых уст о той истории, которая навсегда изменила жизнь всех казахстанцев.
Корейцы стали первой народностью, которая подверглась депортации в Казахстан при советской власти в 1937 году.
Ге Хак Рим является младшим сыном корейского ученого, просветителя и борца за независимость Кореи Ге Бон У, который всю оставшуюся жизнь после депортации прожил в Кызылорде. После смерти ученого осталось огромное литературное, педагогическое и научное наследие, большая часть которого была написана уже на казахской земле.
Ге Хак Рим пошел по стопам своего отца и всю жизнь посвятил преподавательской деятельности.
Во время депортации Ге Хак Риму было 11 лет. Он отчетливо помнит весь процесс переселения. С тех времен и по сей день в семье Ге Хак Рима выросло уже четвертое поколение, а Казахстан он с гордостью называет своей второй Родиной.
- История депортации разных народов в Казахстан показывает, что одними из первых, кто подвергся насильственному переселению стали именно корейцы. Расскажите, пожалуйста, какой предстала депортация корейского народа в Ваших глазах?
- Осенью 1937 года, как гром среди ясного неба стал для нас приказ о выселении всех корейцев из Дальнего Востока. Для всех это было неожиданно. На сбор вещей у нас было около 10 дней, чтобы подготовиться к отъезду в неизвестную дальнюю страну. И к концу осени на долю корейцев выпал первый эксперимент выселения целого народа в Казахстан и Узбекистан.
Я помню, что мы ехали очень долго, остановки были только на крупных станциях, и то, далеко от вокзалов. Мне было тогда 11 лет и, как другим детям, было очень любопытно, куда мы уезжаем, так как ранее я никогда не путешествовал так далеко. Одна из остановок была возле озера Байкал. В моем воображении это место осталось очень завораживающим. Помню, как остановились возле Новосибирска. Взрослые выходили из вагона, дышали свежим воздухом.
Было очень трудно. Сами вагоны были с двухъярусными полками: в них и жили, и везли все вещи, и перевозили скот, других животных. И каждая семья приспосабливалась, как могла. Становилось холодно, были дожди. Переезд перенесли очень тяжело, особенно пожилые люди. По другим рассказам, в это время были случаи смертей, болезней, но я этого не помню. Возможно от меня родители это скрыли.
Мы почти целый месяц ехали до Кызылорды. Для детей это было в какой-то степени увлекающее путешествие. Но для взрослых это была дорога в неизвестность.
- Ваш отец был ученым и просветителем, борцом за независимость Кореи. Как он реализовал себя, живя здесь, в Казахстане?
- Моему отцу в 1937 году было 57 лет. Депортацию перенес он хорошо, был здоров. Однако, как и у всех корейцев, у него не было какого-то позитивного настроя. Какие у него были мечты, о чем он думал – для меня это осталось загадкой. Многие произведения он начал писать еще на Дальнем Востоке, а закончил писать, находясь уже в Казахстане. К примеру, такие как «История Кореи», «История корейской литературы», сборник рассказов, стихов. И даже в старости он продолжал трудиться над книгами и научными трудами. Я рад, что его вклад не остался незамеченным и творческое наследие нашло широкий отклик.
- С течением времени корейцы, как и другие народности, стали частью общей культуры в Казахстане. Как, на Ваш взгляд, они ассимилировались?
- Пусть это будет громко звучать, но я считаю, что казахскому народу, который принял корейцев в 1937 году, нужно отдать должное и вечный поклон за это.
И в радости, и в горе – с тех времен и по сей день мы живем, как одна семья. Для многих, как и для меня Казахстан стал второй Родиной, так как я родился во Владивостоке.
Благодаря тому, что местные жители очень простой степной народ с широкой душой, нам всем удалось быстро адаптироваться и мы продолжаем жить в здравии и благополучии.
Отвечая на вопрос об ассимиляции, я считаю, что полной ассимиляции быть не может, потому что у каждой народности есть свои обычаи и традиции.
Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил о ценности «единства в многообразии». На мой взгляд, это самое точное определение нашей общей культуры. Это и есть сильная сторона всех казахстанцев и нашей страны.
- А как, на Ваш взгляд, депортация в Казахстан повлияла на саму страну?
- Поскольку благородно местный народ воспринял нас, мы нашли, как и многие, вторую Родину, кто-то обрел свою первую Родину (те, кто родился уже на этой земле). И мы наравне с местным народом рука об руку жили, работали, вышли на пенсию. Так и шаг за шагом наша жизнь изменилась и постепенно вошла в свое русло. Люди среднего возраста уже не помнят, либо мало знают о том, как жили их предки.
Корейцы в Казахстане в настоящее время заняли достойное место в казахстанском обществе. Многие представители нашей диаспоры работают на высоких должностях в государственных органах. Я считаю, что это показатель того, что мы все стремимся развивать нашу страну и трудиться на ее благо.
Я наблюдаю за всеми новостями, отрадно, что в Сенате и обновленном составе Мажилиса также присутствуют представители корейской диаспоры.
А если говорить о рядовых корейцах, то отмечу, что именно с корейцев началось развитие рисоводства в нашей стране. Еще до массового переселения в 1929-30 годах в Казахстан отправляли добровольцев с Дальнего Востока с целью развития данного вида земледелия. Есть даже мировой рекорд по сбору урожая, он принадлежит рисоводу Ким Ман-Саму из колхоза Авангард, станции Шиели. Его последователем стал степной академик, дважды Герой социалистического труда Ыбрай Жакаев, который открыл целую школу по рисоводству.
- В этом году в Казахстане отмечается 30 лет с момента обретения независимости. Как Вы оцениваете данное событие?
- Главным стержнем любого государства является независимость. И в этом году мы отметим величайший праздник – 30-летие независимости. За этот период шаг за шагом мы достигли такого огромного успеха. Многие страны берут с нас пример и изучают нашу этнополитику.
Старшее поколение богато своим историческим опытом, в частности, в строительстве нового Казахстана – развитого и передового. Теперь мы возлагаем надежду на новое молодое поколение.
Я считаю, что единство, этническое многообразие и преемственность поколений – это главные ценности, которые помогут нашей стране стать одной из 30 развитых стран мира.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1910118-kazahstan-stal-dlya-nas-domom-sudba-pervyh-pereselentsev-v-odnoy-istorii/