Права и обязанности представителей официально зарегистрированного коллекторского агентства строго ограничены законом. Какие действия могут совершать коллекторы и как себя с ними вести, узнали журналисты Нурфин.
Стереотипное мышление делает свое дело, и мы представляем коллекторов в виде мужчин с устрашающей внешностью, которые пришли, чтобы «выбить» долг любой ценой.
На самом деле коллектор – это скорее посредник между должником и банком. Его цель – сделать так, чтобы банковский клиент выплатил кредит или его часть, написал заявление с прошением об изменениях условий займа или отсрочке, словом, чтобы должник не бездействовал.
В коллекторское агентство, которое является коммерческой организацией, в досудебном порядке может обратиться как банк, так и микрофинансовая организация, после нескольких месяцев просрочки со стороны клиента.
Как коллекторы добиваются, чтобы должник начал действовать
Коллекторское агентство может взаимодействовать с должником или его представителем, применяя следующие методы:
- Телефонные звонки, число которых может составлять до трех в один будний день с восьми утра до девяти вечера. В праздничные и выходные дни коллекторы звонить не должны.
- Личные встречи по месту жительства, нахождения или регистрации должника. Такие визиты могут также осуществляться только в будние дни, с восьми утра до девяти вечера, не чаще трех раз в неделю. В один день два и более раз коллекторы приходить не имеют права.
- Письменные уведомления, присланные на почту, и другая связь посредством интернета.
- Текстовые, голосовые и другие сообщения, присланные с помощью мессенджера на сотовый телефон.
Дополнительно коллектор может связаться с должником, если тот сам ищет встречи для обсуждения документов, предоставления информации и тому подобных вопросов.
На какие действия коллекторы не имеют право
Коллекторы не имеют право:
- Связываться с должником способами, отличающимися от указанных выше.
- Распространять сведения о должнике, которые могут опорочить его личность или нанести вред.
- Разглашать коммерческие и другие охраняемые законом тайны о банковском клиенте.
- Совершать противоправные действия, причинять вред должнику, ставить под угрозу его жизнь и здоровье.
- Угрожать, оскорблять, шантажировать и другими способами вынуждать человека закрыть кредит.
- Требовать погасить долг с помощью движимого и недвижимого имущества.
- Собственноручно принимать деньги и другое имущество в счет долга. Помним, что коллектор – это посредник с банком, а не кассир.
Коллекторы также не могут накладывать арест на имущество, банковские счета, ограничивать право на выезд или другие права. Это в компетенции судебного исполнителя, с которым не следует путать представителей коллекторского агенства.
Какие права есть у коллекторов
Коллектор имеет право получить от кредитора всю информацию о задолжнике. Также он может запросить ее у других компаний, которым банковский клиент когда-либо оставлял свои данные, а также найти информацию в открытых источниках.
Коллекторское агентство может в судебном порядке заставить отдать или продать залоговое имущество, если право на него было приобретено у банка или микрофинансовой организации.
Агентство может выступить представителем банка в суде и в исполнительном производстве. Коллектор имеет право снимать на камеру или записывать на диктофон процесс общения с должником, но только в помещениях коллекторского агентства.
Как должник может вести себя с коллекторами
А вот должник имеет право фиксировать любую встречу или звонок от коллектора с помощью видео и аудио записей.
Также банковский клиент имеет право узнать имя коллектора и другие сведения о коллекторском агентстве.
Он может оспаривать требования коллекторов в суде, обращаться с жалобой на них в Национальный банк РК или в другой уполномоченный орган.
Должник может обратиться в банк без посредничества, чтобы изменить условия договора займа.
Что должник обязан делать
Банковский клиент, допустивший задолженность, обязан:
- Извещать коллекторов об изменении места жительства.
- Предоставлять информацию об уровне доходов.
- Взаимодействовать с коллекторским агентством, чтобы решить проблему с задолженностью.
- Откликаться на предложенные банком через коллекторов условия погашения задолженности.
Сколько это будет продолжаться
Коллекторы могут звонить, присылать письма и ходить к должнику до пяти лет. Если проблема с долгом так и не решится, то дело передадут в суд.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/banks/1857460-kakie-prava-est-u-kollektorov-i-kak-vesti-seba-s-nimi/