Переход на цифровые денежные инструменты оказался одним из положительных моментов пандемии. Однако это также дало толчок к росту кибератак на банки и данные их клиентов. Подробности читайте в материале Нурфин.
Рынок электронной коммерции активно развивается в последние годы. Это связано с техническим прогрессом в финансовой сфере и увеличением электронных продаж.
В Казахстане к началу октября текущего года насчитывалось 44,3 млн платежных карт, что на 45% больше октября 2019 года. При этом большая часть из них – дебетовые карты (76,5%).
Это связано с тем, что население предпочитает рассчитываться безналичным способом даже при оффлайн покупках. Так за девять месяцев 2020 года объем таких платежей вырос в 2,7 раза и достиг 22,3 трлн тенге.
Однако развитие финансовых инструментов влечет за собой и рост соответствующих рисков и угроз.
Согласно Ranking.kz, кибератаки и ущерб от действий мошенников растут вместе с увеличением пользователей финансовых инструментов.
Виды кибератак
За девять месяцев текущего года рост кибератак составил 52,8% в сравнении со схожим периодом 2019 года. Это около 8,2 тыс. фактов интернет-мошенничества.
При этом от действий мошенников страдают не только пользователи, но и сами банки. Так, за 2019 год банки второго уровня сообщили примерно о 50 случаях кибератак. А в текущем году было зафиксировано 134 факта.
Виды атак, которые наносят финансовый ущерб непосредственно казахстанцам, можно разделить на несколько категорий.
Фишинг – один наиболее популярных видов мошенничества в интернете. Его цель - получить личные данные пользователя, включая и банковские счета.
В текущем году был зафиксирован абсолютный рекорд по количеству подобных атак – 1 090 за январь-сентябрь 2020 года.
Для сравнения: в 2019 году было зафиксировано 832 случая, в 2018 и 2017 – 150 и 99 соответственно.
Ботнеты – это сеть компьютеров, которые были заражены вредоносной программой. Обычно такие программы распространяются через почтовые рассылки, загрузки файлов и вредоносные программы.
В результате такой компьютер без ведома пользователя становится частью мошеннической сети, скачивает личную информацию, передает спам-рассылку.
Мошенники с помощью вредоносных программ проводят различные опасные действия через зараженный компьютер.
Меры по защите пользователей
В 2021 году в рамках защиты своих клиентов банкам второго уровня будет необходимо создать свои специальные службы безопасности по киберинцидентам.
Это является требованием Агентства по регулированию и развитию финансового рынка. Подобные меры применяются впервые и должны обеспечить безопасность личных данных и финансовых средств казахстанцев.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/banks/1884799-mosenniki-stali-aktivnee-ugrozat-licnym-dannym-i-bankovskim-scetam-v-kazahstane/