Просрочив выплаты по кредиту, казахстанцы могут столкнуться с массой неприятностей. Счета могут быть арестованы, а их кредитная история навсегда запятнана. Что делать, чтобы избежать таких неприятностей при просрочках, узнали журналисты NUR.KZ.
Беря кредит в банке, не всегда удается просчитать все возможные риски. Одна форс-мажорная ситуация и вот уже заемщику не удается закрыть вовремя кредитную задолженность.
В этом случае банки могут вводить различные санкции, которые могут лишь усугубить финансовое положение должника. Задолженность отразится и на кредитной истории, что в итоге может помешать в будущем брать займы.
Что делать в ситуации, когда нет возможности закрыть долги по кредиты, рассказали в Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка РК (АРРФР РК).
В ведомстве отметили, что в Казахстане действует единый правовой режим урегулирования кредитными организациями проблемной задолженности заемщиков-физических лиц. Это значит, что должники могут решить вопросы по реструктуризации своих кредитов или микрозаймов напрямую с кредиторами.
По данным агентства, с момента запуска данного режима урегулирования:
- 25 979 заемщиков смогли изменить свои кредитные условия в сторону улучшения;
- по 23 788 договорам была предоставлена отсрочка по платежам основного долга или вознаграждения;
- по 16 413 договорам изменен срок займа;
- по 861 займу – уменьшена ставка вознаграждения.
Чтобы воспользоваться данным механизмом, нужно в первую очередь обратиться в банк, который выдавал кредит.
“Если у вас есть просроченная задолженность по кредиту, вам необходимо в течение 30 дней с даты наступления просрочки в первую очередь обратиться кредитору (в банк или организацию, осуществляющую микрофинансовую деятельность) для реструктуризации кредита с письменным заявлением или иным способом, который прописан в договоре”, - рассказывает директор Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Александр Терентьев.
В заявлении нужно указать причины неисполнения кредитных обязательств и документально их подтвердить. После этого заемщику могут предложить различные способы решения данных проблем:
- уменьшение ставки вознаграждения;
- отсрочка платежа;
- изменение срока действия договора;
- изменение метода погашения;
- создание нового графика платежа, с учетом своего финансового положения;
- самостоятельная реализация залогового имущества.
Кредитор должен принять заявление заемщика, зарегистрировать, рассмотреть и в течение 15 календарных дней предоставить ответ. Он может согласиться, принимая предложенные заемщиком изменения в условия договора, или предоставить свои предложения по изменению условий договора.
Кредитор также может отказать в рефинансировании займа, но только с указанием мотивированного обоснования причин.
Если не удалось договориться с кредитором
В выплате проблемного займа заинтересован как сам кредитор, так и клиент. Однако бывают случаи, когда кредитор не идет навстречу заемщику.
В этом случае должник имеет право обратиться в АРРФР. При этом нужно иметь подтверждение, что он обращался к кредитору на самом деле. Заявление можно подать в письменном виде, либо посредством сервиса подачи официальных обращений e-otinish.
Что нужно указать в обращении:
- ИИН;
- суть обращения;
- сопроводительные и подтверждающие документы.
Если чего-то из этого не будет в обращении, то его в агентстве рассматривать не будут. Это касается также и тех случаев, когда не удается идентифицировать заявителя.
“К вопросам оформления кредитов и микрозаймов необходимо подходить крайне взвешенно и аккуратно. Заемщик должен четко понимать, что кредит – это ответственность, и любой кредит необходимо возвращать. Все это надо учитывать при оценке своих финансовых возможностей перед тем, как обращаться в кредитную организацию”, - подытожил Александр Терентьев.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/banks/1973906-chto-delat-kazahstantsam-s-prosrochennymi-kreditami/