При ликвидации банка в Казахстане его вкладчики могут рассчитывать на возвращение средств, которые они там хранили. Но сделать это можно только в небольшой промежуток времени. О том, что делать казахстанцам, пропустившим сроки выплат, рассказали в Казахстанском фонде гарантирования депозитов (КФГД).
За последние годы в Казахстане было ликвидировано девять банков второго уровня (БВУ). Их вкладчики могли подать заявление на получение гарантийного возмещения своих средств.
В итоге КФГД выплатил клиентам этих банков более 114,3 млрд тенге. Свои деньги вернули порядка 419 тыс. депозиторов.
Тем не менее далеко не все казахстанцы воспользовались возможностью получить возмещение. Только при ликвидации последнего банка не пришли за своими деньгами более 40 тыс. человек.
Выплаты завершились еще летом 2022 года и невостребованные депозиты были переведены на индивидуальные пенсионные счета их владельцев в Единый накопительный пенсионный фонд. Просто так их оттуда не вернуть, для этого требуется хотя бы одна из следующих уважительных причин:
- поступление на воинскую службу;
- нахождение за пределами Республики Казахстан;
- оформление принятия наследства и иные причины, связанные с приобретением или открытием наследства;
- нахождение в местах лишения свободы;
- иные обстоятельства, установленные судом.
Если вкладчик не смог обратиться за выплатами по одной из этих причин, то у него еще есть возможность вернуть свои деньги. Главное, иметь документы подтверждающие наличие уважительной причины.
Если проходил воинскую службу
При прохождении воинской службы достаточно предоставить военный билет. Однако здесь важно уточнить, что, если отслуживший казахстанец во время выплат был еще какое-то время "на гражданке", то ему придет отказ.
Например, если служба проходила в период с 1 октября 2021 года по 1 октября 2022 года, а выплаты производились с 1 августа 2021 года по 1 августа 2022 года, то заявитель не сможет забрать свои деньги, так как мог подать заявку еще до того, как поступил на срочную службу.
Исключением является решение суда, которое подтвердит тот факт, что призывник не мог в свое время получить деньги. Аналогичные механизмы работают и с другими уважительными причинами.
Если был в другой стране
Если вкладчик был в другой стране, то он может предоставить в качестве доказательства паспорт, в котором указаны даты пересечения границы Казахстана.
Если окажется, что человек был в стране во время выплат, то ему придет отказ. Исключением также является решение суда, которое бы подтвердило невозможность подать заявку на получение выплат.
Из-за оформления наследства
Если вкладчик не обращался за выплатами по причинам, связанным с наследством, то здесь все немного сложнее. Из-за того, что оформление наследства – сложная и длительная процедура, которая также может быть сопровождена судебными процессами, КФГД рассматривает каждую такую заявку индивидуально.
В качестве одного из документов, подтверждающих невозможность обращения за выплатой гарантийного возмещения, наследник должен предоставить свидетельство о праве на наследство, выданное нотариусом.
Впрочем, даже в этом случае наследник может получить отказ. Например, если вкладчик умер после начала выплат, а до этого находился на лечении в медицинском учреждении и был признан судом недееспособным.
В этом случае подать заявку на получение выплат должен был опекун вкладчика. Если он этого не сделал и при этом не будет документов, подтверждающих невозможность в тот момент подать заявку в КФГД, то в выплате наследникам будет отказано.
Если отбывал тюремный срок
Получить выплаты имеют права и лица, находящиеся в местах лишения свободы. Если гражданин не смог подать заявку в фонд из-за отбывания наказания, то после освобождения он может предъявить соответствующие документы и получить свои деньги.
Главное условие – получатель также должен был находиться в учреждениях уголовно-исполнительной системы весь период выплат.
Иные уважительные причины
Это не все уважительные причины, благодаря которым можно вернуть свои деньги. В условиях также указываются "иные обстоятельства, установленные судом". Это буквально означает, что вкладчик может сам установить любое обстоятельство, не позволявшее подать заявление на выплату гарантийного возмещения в период срока выплат.
Для этого вкладчику первоначально необходимо обратиться в суд с требованием установить, что тот или иной факт препятствовал обращению за выплатой гарантийного возмещения в течение одного года.
Если суд подтвердит уважительную причину, то вкладчик получит свои деньги.
Стоит отметить, что КФГД выплачивает только определенные суммы в рамках гарантирования депозитов. В зависимости от типа вклада максимальная сумма может отличаться.
Так, например, для долларовых депозитов "потолок" равен 5 млн тенге. Для сберегательных вкладов в тенге максимальная сумма выплаты составляет 20 млн тенге, а для иных депозитов в тенге, платежных карточек и банковских счетов – максимум 10 млн тенге.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/banks/2007559-likvidatsiya-banka-kak-poluchit-vozmeschenie-esli-propustil-srok-vyplat/