Top.Mail.Ru
Финансы

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Как вернуть денежный перевод, отправленный по ошибке, в Казахстане

Опубликовано:

Мужчина держит в руках смартфон и банковскую карту
Банковская карта. Иллюстративное фото: pexels.com

Если казахстанец по ошибке перевел деньги не тому человеку, то вернуть перевод, скорее всего, будет затруднительно. О том, что делать в таком случае, рассказал портал "Юрист".

Сейчас совершить денежный перевод с карты на карту возможно в считанные секунды. Однако иногда можно перепутать получателя и отправить деньги не туда – достаточно ошибиться всего в одной цифре.

Первое что нужно знать – вернуть деньги после того, как они поступили получателю, будет не так просто. Дело в том, что в казахстанском законодательстве нет такого понятия как "ошибочный перевод", а значит, как объясняют эксперты, банки не могут просто так забрать деньги с чьей либо карты без согласия ее владельца.

Впрочем, отправителю все равно стоит как можно быстрее обратиться в банк и попросить его связаться с получателем денег, чтобы сообщить об ошибочности перевода.

"Многие банки так и поступают – сообщают получателю о поступлении информации об ошибочности перевода и предлагают осуществить возврат, если получатель признает ошибку", – рассказывает доктор юридических наук Даулет Абжанов.

Стоит отметить, что возвращать деньги или нет, каждый получатель решает сам. Добросовестный гражданин вернет чужие средства. В противном случае потерпевшему остается добиваться возврата только через суд.

Но деньги все равно лучше вернуть добровольно. Дело в том, что в Казахстане действует статья 953 Гражданского кодекса, которая обязывает граждан вернуть имущество, полученное при неосновательном обогащении.

Если этого не сделать, то придется вернуть больше, ведь на сумму поступления начисляется неустойка. Ее размер исчисляется, исходя из базовой ставки Нацбанка (сейчас 16,75%), с того дня, когда неосновательно обогатившийся узнал или должен был узнать о таком переводе.

Другими словами, вместе с основной суммой нужно будет вернуть проценты за пользование чужими деньгами, которые начнут "капать" с момента обнаружения ошибочного перевода, например, после уведомления банка.

Женщина держит банковскую карточку в руках
Женщина с карточкой. Иллюстративное фото: pexels.com

Какие проблемы могут возникнуть

В свою очередь отправитель, решив обратиться в суд, может столкнуться с проблемой – у него нет никакой информации о получателе.

В этом случае ему нужно обратиться в банк и запросить эти сведения. Но там, скорее всего, откажут из-за "банковской тайны".

Однако, как отмечает юрист, такой аргумент является спорным. Дело в том, что по закону банк обязан предоставлять клиенту по его требованию информацию о произведенных операциях. В ней должны быть и сведения о том, кому и куда были зачислены деньги по его переводу.

Работа мошенников

Стоит отметить, что схему с "ошибочным переводом" часто используют мошенники. Выглядит это примерно так:

  • на номер казахстанца приходит сообщение о поступлении средств. Обычно оно очень похоже на настоящее от банка;
  • после этого гражданину поступает звонок от неизвестного, который говорит, что только что ошибочно перевел деньги клиенту, после чего просит вернуть средства на указанные реквизиты;
  • в итоге добросовестный гражданин, не проверив средства на своем счете, может просто отправить якобы чужие деньги.

Как объясняют эксперты, в подобных ситуациях ошибка обманутых в том, что они делают переводы, не удостоверившись в поступлении денег на их счет.

Клиентам следует проверить движение по своей карте в личном кабинете банковского приложения. И только при подтверждении факта получения ошибочного перевода обратиться в банк с заявлением о возврате денег отправителю.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/banks/2015837-kak-vernut-denezhnyy-perevod-otpravlennyy-po-oshibke-v-kazahstane/