Задача коллектора – помочь заемщику не довести просрочку до суда. А судебные исполнители взыскивают задолженность уже по судебному решению. Об их отличии в Казахстане узнали журналисты NUR.KZ.
Согласно последним данным Национального банка РК, физические лица должны казахстанским банкам 17,2 триллиона тенге. При этом 2,5% кредитного портфеля населения, или 432,3 миллиарда тенге, составляет просроченная задолженность.
К слову, казахстанцы могут задерживать оплату кредитов по разным причинам. И в этом случае им лучше не скрываться от кредитора, а, наоборот, обратиться к нему за урегулированием просроченной задолженности.
Взысканием долгов при этом занимаются специальные банковские подразделения. Для работы с "запущенными" случаями часто привлекаются и коллекторы.
К слову, деятельность данных специалистов в Казахстане и мире недавно обсуждали на ⅠⅠ конференции коллекторских агентств, прошедшей в Алматы. Ее некоторыми участниками было отмечено, что люди часто путают коллекторов и судебных исполнителей.
Об их разнице нам рассказала председатель Национальной палаты коллекторов Казахстана (НПКК) Назгуль Естеусизова.
Кто такие коллекторы в Казахстане
В частности, у многих граждан сложился стереотип, что коллекторы – это крепкие мужчины бандитского вида, задача которых лишь отобрать деньги должника.
"Такой стереотип имел место быть и уже ушел в прошлое, поскольку с принятием закона "О коллекторской деятельности" в 2017 году работа коллекторов в корне изменилась.
Единственный инструмент, который имеется в активе коллекторов – это телефонные звонки и личные встречи, при том что заемщик имеет право вести аудиозапись разговора при беседе с ними.
Более того, у данных специалистов нет права отбирать деньги или какое-либо иное имущество, тем более с применением силы, так как это уголовно наказуемое деяние", – отмечает глава НПКК.
Основная роль современного коллектора – это досудебное урегулирование задолженности. То есть он должен помочь в решении вопроса с просроченными кредитом, не доводя дело заемщика до суда.
В том числе коллектор может выдать заемщику новый ежемесячный график платежей. Ведь должнику лучше восстановить оплату кредита, чем оказаться в ситуации, когда дело будет передано в суд с последующими дополнительными финансовыми издержками.
Кто такие судебные исполнители
При этом коллекторство и исполнительное производство – это два совершенно разных института, которые люди зачастую путают.
"В случае если коллектору не удалось дозвониться до заемщика, либо сам заемщик намеренно скрывался и не выходил на контакт, то в последующем кредитор обращается к нотариусу или в суд за исполнительной надписью, которую исполняет частный судебный исполнитель", – поясняет Назгуль Естеусизова.
То есть частный судебный исполнитель (ЧСИ) – это должностное лицо, которое имеет государственную лицензию и занимается взысканием долгов по решению суда. В его активе имеются такие инструменты, как арест имущества, запрет на выезд за пределы страны, блокировка банковских счетов и так далее.
После передачи дела в суд должнику нужно быть готовым к дополнительным финансовым нагрузкам в виде государственной пошлины и вознаграждения за услуги ЧСИ. Когда как при взаимодействии с коллекторами заемщик не несет никаких дополнительных финансовых трат.
Таким образом, коллекторы занимаются досудебным урегулированием просроченной задолженности, а судебные исполнители работают по исполнительному производству после решения суда.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/banks/2089166-chem-kollektory-otlichayutsya-ot-sudebnyh-ispolniteley-v-kazahstane/