Top.Mail.Ru
Финансы

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

За покупку старых машин казахстанцам придется заплатить налог от 500 тыс. до миллиона тенге

Опубликовано:

В состоянии глубокого шока пребывают казахстанские предприниматели, ознакомившиеся со ставками сборов за первичную государственную регистрацию автомобильной техники, введенными с 1 января 2016 года. Вступившая в силу законодательная поправка в Налоговый кодекс фактически "ставит крест" на планах по обновлению автопарка рядовых представителей МСБ, о поддержке которых чиновники ежедневно докладывают с самых высоких трибун.

Планы правительства ввести дополнительные сборы за первичную постановку на учет транспортных средств не были секретом, и потенциальные плательщики этого нового налога были морально готовы к будущим дополнительным расходам. Однако, как известно, дьявол кроется в деталях: некоторые положения вступившего в силу закона выглядят настолько абсурдно, что напоминают об известной поговорке о благих намерениях, которыми вымощена дорога в ад.

Цели на самом деле заявлялись благие. Изначально задачей поправки в Налоговый кодекс называлось намерение оградить Казахстан от потока старых автомобилей, хлынувшего на отечественный рынок из-за рубежа. Именно поэтому ставка сбора на новый автомобиль составляет символические 0,25 МРП, тогда как автомашина более чем 3-летнего возраста потребует при постановке на учет выплаты 500 МРП, то есть более миллиона тенге!

Рациональные объяснения заканчиваются там, где начинаются ставки сбора за регистрацию коммерческой техники, в том числе легкого класса, то есть той, которую в своей работе традиционно используют мелкие индивидуальные предприниматели и крестьянские хозяйства.

По неподдающимся объяснению причинам, ставки сбора за регистрацию транспортных средств этой категории в возрасте от года до трех лет составляет 240 МРП, от 3 до 5 лет – 500 МРП, а старше 5 лет – заоблачные 2500 МРП.

Чтобы проиллюстрировать трагикомизм ситуации, отметим, что отныне первичная госрегистрация, к примеру, годовалого Range Rover стоимостью свыше 100 000 долларов обойдется его небедному владельцу в 50 МРП, или 106 050 тенге. Тогда как крестьянин после покупки скромного "УАЗика-буханки" за 7 000 долларов, на котором он планирует возить свои овощи на рынок для продажи, будет вынужден доплатить государству 240 МРП, или 509 040 тенге.

"Все громкие заявления о диверсификации экономики, подъеме села, росте доли МСБ в ВВП и необходимости ухода от нефтяной зависимости разбиваются вдребезги о подобные законодательные новации. Вероятно, это какая-то нелепая ошибка, закравшаяся в законопроект и оставшаяся незамеченной на всем протяжении законотворческого процесса", - сказал в интервью нашему изданию владелец алматинской клининговой компании, оперирующей небольшим парком микроавтобусов.

"И все это происходит на фоне мощнейшей девальвации тенге и введения утилизационного сбора на автомашины, который еще больше увеличит расходы при обновлении автопарка", - сокрушается бизнесмен.

Авторы поправки в Налоговый кодекс, согласно которой вводится сбор за первичную госрегистрацию транспортных средств, заложили в документ еще одну "бомбу замедленного действия", которой еще предстоит "взорваться" на отечественном автомобильном рынке. Речь идет о неточности формулировки, которая породила юридическую коллизию.

Согласно вступившему в силу закону, минимальный сбор (0,25 МРП) уплачивается за автомашины в возрасте до одного года, включая год выпуска. Следующая по размеру ставка (25, 50 или 240 МРП) полагается к уплате за автомашины в возрасте от одного года до трех лет, включая год выпуска.

Таким образом, из-за наличия в тексте закона фразы "включая год выпуска", буквальная трактовка документа приводит к тому, что автомашины, выпущенные, например, лишь 25 декабря 2015 года, сегодня облагаются повышенной ставкой при госрегистрации, так как считается, что им пошел второй год жизни, а не второй месяц!

А машина, выпущенная лишь неделей позже, например, в январе 2016 года и сразу же поставленная на учет, будет считаться новее на целый год! Некоторые автовладельцы уже успели на своем кармане почувствовать несовершенство законодательства.

"Люди добрые, не покупайте машины, которые 2015 года, подождите 2016. Тогда вы заплатите копейки за регистрацию, а не 240 МРП. А с машинами 2015 года пусть продавцы с правительством сами разбираются (…). Если не договорятся с правительством о снижении, пусть шильдики перебивают, бумаги подделывают. Главное вы не переплачивайте!", - написал в своем аккаунте в Facebook житель Усть-Каменогорска Ринат Халиков.

Однако при этом автор комментария не упомянул, что за автомобили 2016 года надо будет заплатить утилизационный сбор в таком же размере.

На основании всего вышеизложенного естественным образом возникает ряд вопросов, которые мы адресуем всем причастным к этой законодательной новации государственным органам:

- Чем мотивирована явная дискриминация потенциальных покупателей коммерческой техники в сравнении с владельцами легковых автомобилей?

- Отдают ли власти себе отчет в том, что пытаясь одной рукой пополнить стремительно пустеющий бюджет, другой рукой они душат предпринимательство, на которое как раз-таки и возлагается надежда по выводу страны из кризиса?

- Согласны ли вы с тем, что наличие коллизии вокруг даты выпуска автомашин является свидетельством того, что вступивший в силу документ является откровенно "сырым" и требует внесения в него срочных изменений?

*На правах PR

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1017163-za-pokupku-starykh-mashin-kazakhstancam/