Тендер — важный элемент современного ведения бизнеса. Он помогает найти лучшего поставщика товаров или исполнителя работ. Необходимо знать особенности этой процедуры, чтобы иметь шансы выиграть выгодный тендер.
Суть понятия «тендер», его виды
Слово тендер имеет английское происхождение. По определению The Free Dictionary, тендер — это письменное предложение о заключении контракта на товары или услуги по определенной стоимости или ставке. Со временем понятие тендер приобрело значение всей процедуры, сопряженной с такими предложениями.
Что такое тендер? Тендер — это процедура отбора коммерческих предложений для выполнения конкретных работ, оказания услуг или поставки товаров. Заказчик устанавливает условия по срокам, качеству, объемам и другим требованиям. Участники, которые могут справиться с поставленной задачей и хотят посоревноваться за нее, отвечают на такое предложение, указав свои возможности и цену. Наилучший, по мнению заказчика, претендент выигрывает тендер, и с ним заключается контракт.
Тендеры родственны аукционам, но имеют существенное от них отличие — участникам не известны условия предложения их конкурентов. Это меняет сам подход к формированию предложения для заказчика. На аукционе можно «придержать» свои максимальные возможности, оценить возможности конкурентов по их ставкам, выкупить лот по меньшей цене. На тендере необходимо сразу показать заказчику свой максимум возможностей, так как в противном случае есть риск проиграть конкуренту, который показал свои лучшие стороны.
Как проводится тендер? Для проведения тендера необходим организатор, который предоставляет площадку для торгов. Заказчики получают возможность разместить на ней тендерную документацию. После размещения заказа, с ним могут ознакомиться потенциальные исполнители и вступить в борьбу за предложение заказчика. После рассмотрения всех предложений от конкурирующих исполнителей заказчик сравнивает их и выбирает лучший. Его и объявляют победителем тендера.
В мировой практике в зависимости от степени допуска и уровня тендерных предложений выделяют:
- Открытые тендеры. В торгах могут участвовать все желающие, которые считают, что смогут выполнить условия заказчика. В таких тендерах есть риск невыполнения условий или выполнение работ с более низким качеством.
- Ограниченные тендеры. В таких тендерах могут участвовать только поставщики, которые прошли верификацию — подтвердили способность выполнить условия, предоставили сертификаты, подтвердили положительную историю выполнения предыдущих заказов.
- Приглашенные тендеры или тендеры единственного источника. Заказчик сам определяет круг исполнителей, которые могут участвовать в торгах.
Чем выше уровень верификации участников, тем выше шансы у заказчика получить желаемый результат. Но часто тендеры с предварительным проверочным этапом сопряжены с большими затратами времени (два этапа — регистрация и собственно торги), в них часто применяют регистрационные взносы, что может поднять цену поставки.
Как участвовать в тендерах?
Чтобы участвовать в тендере, выберите электронную площадку, зарегистрируйтесь и приступите к поиску подходящих заказов. Найдите наиболее подходящее задание, которое сможете выполнить. Внимательно изучите документацию, которую требует заказчик. Заполните все документы, отправьте их через электронную площадку и ожидайте результата тендера.
Предмет тендеров — это, как правило, заказ на поставку сырья, товаров, выполнение работ или предоставление услуг. По словам Investopedia, предметом тендера могут быть акции, корпоративные права и даже вопросы поглощения одной компании другой.
В Казахстане тендер — важный элемент государственных закупок. Он обеспечивает прозрачность государственных заказов и снижает коррупционные риски. Проведение тендеров регулирует Закон Казахстана «О государственных закупках». Согласно статье 2, заказчиком может быть только государственный орган или юридические лица с акционным пакетом государства более 50%. Потенциальными поставщиками могут быть как юридические, так и физические лица.
Как выиграть тендер? Чтобы выигрывать тендера, правильно оценивайте свои силы. Не скромничайте при описании своих возможностей, но описывайте их честно. Правильно определите цену работ, услуг или поставки, изучите для этого рынок.
Не бросайтесь сразу на все возможные предложения, выбирайте только те, которые наиболее подходят, с какими справитесь на отлично. Невыполненный тендер и претензии заказчика фактически поставят крест на возможности заполучить заказ в будущем.
Важно помнить, что махинации с тендерами — это уголовное преступление. Обычно махинации с тендерными предложениями направлены на обеспечение выигрыша в борьбе за заказ. К самым распространенными видами правонарушений при проведении тендеров в мировой практике относится:
- сговор заказчика и поставщика, когда тендер проводят только формально;
- участие технических участников с умышленно завышенными ценами или худшим качеством, на фоне которых основной претендент выглядит еще интереснее;
- сговор участников, при котором цены оказываются ниже обычных, а после все участники, кроме одного, покидают тендерный процесс.
Махинации с тендерами наказуемы в Казахстане. Такие действия подпадают под диспозицию статьи 190 УК РК «Мошенничество». Эксперты Болат Самбетов и Айдос Абдикарим указывают, что мошенников выдают одинаковые IP-адреса при подаче заявки, идентичный текст технических спецификаций у разных компаний и даже схожие ошибки в тексте.
Тендер — это отличный способ заполучить клиента при прозрачных условиях и точно поставленных задачах. Опытные компании способны сколотить целые состояния на выполнении тендерных поставок, работ и услуг. Для заказчика — это возможность найти наилучшее предложение, не тратя время на поиски исполнителя.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1779410-cto-takoe-tender-kak-on-provoditsa/