На 21 позицию поднялся Казахстан по индикатору «Международная торговля» в рейтинге всемирного банка «Doing Business». Примечательно, что в 2018 году страна занимала 123 место. Что повлияло на улучшение показателей рассказал вице-министр торговли и интеграции Азамат Аскарулы.
Внедрение электронного таможенного декларирования, снижение ставок сборов за таможенное оформление и перенос таможенного контроля с этапа оформления на пост-таможенный контроль – это основные факторы, которые повлияли на улучшение позиции в мировом рейтинге. Как сообщается, на дальнейшее улучшение показателей могут повлиять уже принятые меры.
«Эти меры приняты, но пока не учтены. К примеру, снижение ставок таможенных сборов за декларацию. Раньше за основной лист декларации ставка была 19 тыс. тенге и за добавочный лист еще 7 тыс. тенге, то теперь 20 тыс. тенге за всю декларацию. Также внедрена возможность уплаты таможенных платежей и налогов через платежный шлюз электронного правительства. Это позволило сократить время с нескольких дней до нескольких минут», - рассказал вице-министр торговли и интеграции.
Он также добавил, о запуске единого окна по экспортно-импортным операциям, работы по которому будут завершены к концу текущего года.
«На сегодня проводится тестирование компонентов «Единого окна». В рамках формирования восьмого пакета законодательных поправок по улучшению бизнес-среды нами внесены предложения по защите данных, полномочиям на доступ и обмен данными между государственными учреждениями, идентификации, аутентификации и авторизации, вопросы качества данных, электронным документам, электронному архивированию, праву интеллектуальной собственности и праву собственности на базу данных», - подчеркнул Азамат Аскарулы.
Тем временем, министерством запланирована встреча с экспертами всемирного банка. Ожидается, что встреча состоится в октябре этого года в Вашингтоне. Также в рамках улучшения позиции Казахстана в рейтинге всемирного банка LPI по показателю развитости транспортной и торговой инфраструктуры проводится масштабная работа по выстраиванию многоформатной торгово-распределительной инфраструктуры, направленной на обеспечение развития торговли внутри страны и возможности выхода на внешние рынки.
«Внутри страны система позволит создать условия для цивилизованной торговли, повысить обеспеченность населения достаточной торговой инфраструктурой и большим ассортиментом товаров, усилить конкуренцию на рынке для снижения цен на товары народного потребления. В рамках развития экспорта система обеспечит взаимные поставки товаров, их транзит через Казахстан, а также станет основой для создания единого пула производителей совместно с нашими соседями для экспорта в другие страны», - отметил вице-министр.
Кроме того, для создания торгово-распределительной системы в настоящее время осуществляется строительство пяти оптово-распределительных центров в Карагандинской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской областях со сроком завершения в текущем году.
«В 2020 году планируется строительство распределительных центров общей площадью 96 тыс. кв.м. в трех регионах. Это Алматы, Актобе и Семей. На сегодня действуют три фулфилмент-центра в городах Нур-Султан, Алматы, Актобе, также запланировано строительство еще 16 фулфилмент-центров в регионах», - сказал представитель ведомства.
По итогам 2018 года в стране функционируют 26 транспортно-логистических центров, до 2022 года дополнительно планируется строительство еще 14 транспортно-логистических центров. Было также отмечено, что на данный момент министерство ставит перед собой основную задачу объединить транспортно-логистическую инфраструктуру с торговой.
«По мере увеличения количества и качества таких инфраструктурных объектов эффект на сокращение торговых издержек будет усиливаться. Это напрямую отразится на снижении цен для потребителя. В рамках проектного офиса Правительства мы осуществляем еженедельный контроль над ходом реализации данного направления. В целях повышения качества торговой инфраструктуры выработаны соответствующие меры поддержки», - упомянул Азамат Аскарулы.
Как стало известно, этими мерами поддержки является кредитование строительства оптово-распределительных центров, а также субсидирование по проектам строительства торговых объектов современного формата, подведение недостающей инфраструктуры.
В целях улучшения позиции страны в рейтинге LPI по показателю возможности отслеживания грузов, министерством в рамках государственно-частного партнерства прорабатываются вопросы внедрения электронной системы, позволяющей интегрировать систему импортно-экспортных операций ИС Астана - 1 с транспортно-логистической системой страны.
«Мы следим за улучшением позиций в рейтинге не только для привлечения иностранных инвесторов. Наша основная задача – повышение качества жизни населения страны через улучшение дорог, построение модернизированной инфраструктуры хранения товаров, быстрого и удобного прохождения границ населением и субъектами предпринимательства», - резюмировал вице-министр торговли и интеграции.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1817166-doing-business-po-indikatoru-mezdunarodnaa-torgovla-kazahstan-zanimaet-102-mesto/