SMM-специалисты – это люди, которые занимаются маркетингом в социальных сетях. При этом категории их разнятся – от узко направленных SMM-щиков и до специалистов широкого профиля. Как и на что живут нынешние SMM-специалисты редакции Нурфин рассказали наши герои – Роман и Куаныш.
Роман: Меня зовут Роман, я SMM-специалист и занимаюсь этим уже 5 лет. Живу в Алматы, снимаю квартиру. Холост.
Куаныш (решил быть инкогнито): Мне 27 лет, в этой сфере работаю относительно недавно. Живу в Алматы и в Нур-Султане, холост. Работаю SMM-щиком в частной компании.
Как выбирали себе профессию и как попали в SMM?
Роман: В SMM попал совершенно случайно, и поначалу был вообще SEO-специалистом. Писал статьи как копирайтер, оптимизировал код, оптимизировал текст, наполнял ключами и так далее.
Однажды после окончания университета мне предложили поработать SMM-маркетологом в одной рекрутинговой компании и создать интересный проект по массовому набору персонала. И я подумал, что это будет очень интересно. Связать соцсети и рекрутинг – это что-то новое.
Я проработал там 6 месяцев на аутсорсе, и мне понравилось.
И на самом деле я узнал, что это не так уж и сильно отличается от SEO, и SMM в какой-то момент мне стал ближе, и я решил, что хочу посвятить себя этому. По этой причине я стал работать на аутсорсе, потому что в тот период времени не было компаний, которые могли бы дать знания, многие сами нуждались в специалистах. Поэтому пришлось набивать шишки самому.
Но это позволило стать мне хорошим специалистом, и индивидуальный опыт позволяет мне быть гибким и придумывать новые методы продвижения раскрутки и рекламы.
Куаныш: Учился я вообще-то на специальность "Финансы. Налоги и налогообложение", но, как это часто выходит, работал не по образованию. Мне вообще интересен маркетинг. Всегда была интересна реклама, как ее правильно преподносить, различные креативы, это же ведь тоже творчество, только за него платят.
Как искали работу?
Роман: Зарегистрировался на платформе фрилансеров, заплатил денежку и начал работать. Сначала брал дешевые проекты, потом нашел группу, где люди искали себе специалистов удаленно.
Куаныш: Первый проект даже не искал: компания, в которой я уже работал на тот момент, искала SMM-специалиста. Первое время перечитал миллион статей – что, как и для чего (хорошо, что сейчас информации полно). Затем предложил свое видение – меня перевели. Пробовал, ошибался, многое пришло с опытом, не все вещи все-таки есть в открытом доступе. Благо рядом был опытный коллега, который уберег меня от многих ошибок.
Сколько зарабатываете?
Роман: Если не брать в расчет основную работу и основную заработную плату, а только заказы с аутсорса, то 60 000 с одного проекта. При этом обычно можно брать до 7 проектов за раз, максимум – 10, но это уже тяжко.
Куаныш: По-разному, все зависит от амбиций и целей заказчика: если проект крупный, то примерно 200 000 тенге в месяц. Знаю, что некоторые берут больше, но у меня пока таких не было. Но когда говорю "берут", это не значит, что они просто жадные. Там и работы много: вплоть до поиска сценаристов, операторов, съемочного оборудования, режиссеров, приглашения инфлюенсеров (у нас их всех подряд называют вайнерами).
Параллельно веду небольшие проекты: типа кальянные, всякие студии, даже работал на пластического хирурга. Там цена поменьше – от 50 тыс. тенге.
Как проходит рабочий день?
Роман: Рабочий день – это самое интересное, потому что ты понимаешь, что как SMM-специалист ты должен работать с аудиторией, спрашивать про ее боли, вести дискуссии.
SMM-специалист – это боец невидимого фронта, он всегда все знает, даже если вы его не видите. Он может даже провести опрос, и никто из подписчиков этого не узнает. Но так могут только истинные профессионалы.
Куаныш: День начинается с ответов подписчикам. Не все SMM-щики этим занимаются, но я занимаюсь.
Смотрю статистику. Сделав анализ, формирую контент-план, если его нет. Пишу тексты, работаю в фотошоп, премьер про, если нужно. Настраиваю таргетированную рекламу, если нужно. Это вообще считается отдельной профессией. Ищу тренды, актуальные “штуки”, которые никогда нельзя пропускать, – они и дают лучший эффект в продвижении.
Каждый день минимум час посвящаю обучению – соцсети такая сфера, что все очень быстро меняется: вчера тик-ток это социальная сеть, где “деградируют” школьники, а сегодня – топ оф зе топ. Вчера инстаграм-маски были просто развлечением, а сегодня это способ продвижения.
Если за этим всем не успевать, то рано или поздно окажется, что вы сидите в “одноклассниках”... Шучу, нет “плохих” социальных сетей, если там есть аудитория.
Какие планы на будущее?
Роман: Развиваться в сфере интернет-маркетинга, пробовать новые платформы, создавать новые идеи и пробовать новые креативы. Также – учиться, учиться, и еще раз учиться!
Куаныш: Так как я понял, что не могу вести больше определенного количества страниц одновременно (сильно страдает качество), учусь другим вещам по продвижению в интернете, так сказать digital-маркетинг. Не знаю, что точно буду с этим делать, но думаю, что найду способ применения, главное не начать вести курсы по обучению...
Travel Card от Jýsan Bank
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1840368-kak-zivut-i-skolko-zarabatyvaut-smm-siki-v-kazahstane/