Закон «Об образовании» РК — это очевидно один из ключевых нормативных документов государства. Он касается всех граждан, так как в ХХІ веке именно образование является залогом качественного развития и процветания общества. Рассмотрим, как этому способствует нынешний закон об образовании.
Законы РК: когда был принят Закон «Об образовании» РК
Развитие образовательной системы в Казахстане началось сразу после обретения независимости. С самого начала в этом вопросе декларировались амбициозные цели гуманизации общества и повышения уровня жизни за счет поднятия качества массового образования.
Для простоты процесс принятия важных актов об образовании в независимом Казахстане можно разделить на несколько периодов:
- Период становления (1991–1994 гг.).
- Период рыночных реформ (1994–1999 гг.) .
- Период децентрализации (2000-е гг.).
- Период интернационализации и увеличения инвестиций (с 2010 г.).
Первый период происходил на фоне первых лет независимости государства, когда создавалась сама правовая рамка образовательной системы. Ее утвердил первый Закон РК «Об образовании» 1992 года, который отказался от наиболее одиозных проявлений советского образования и допустил привлечение негосударственных средств в эту систему.
Закон Республики Казахстан «Об образовании» 1999 года наиболее четко зафиксировал изменения второго периода реформ. Тогда же были проведены первые попытки создать систему объективного оценивания желающих поступить в высшие учебные заведения, что наполнило содержание высшего образования новым демократическим и рыночным смыслом.
Основными направлениями развития казахстанской системы образования в третий период стали:
- децентрализация управления образованием;
- поощрение новых источников финансирования;
- расширение академических свобод вузов;
- адаптация к условиям и требованиям современной рыночной экономики.
Отдельной проблемой стало то, что рынок высшего образования без должного уровня государственного регулирования привел к огромному дисбалансу в подготовке кадров. Так, количество студентов вузов превышало количество учащихся по техническим профессиям в разы.
Накануне принятия нынешнего закона об образовании назрела сильная необходимость в приближении национальных стандартов образовательной системы к общемировым. Прежде всего, речь идет о Международной стандартной классификации образования МСКО-1997, которую активно продвигала ЮНЕСКО.
Важными шагами по интеграции в глобальную образовательную систему стало подписание казахстанскими высшими учебными заведениями Великой хартии университетов. Многие вузы Казахстана заключили партнерские соглашения о двудипломном образовании с иностранными коллегами, по которой студент получает дипломы и своей alma mater, и университета-партнера. Также была инициирована специальная программа обучения тысяч казахстанских студентов за рубежом под названием «Болашак».
Читайте также: Закон «О государственных закупках» РК: обзор и пояснения
Однако ключевой вехой стало принятие нового закона, который был принят 27 июля 2007 года. В этом законодательном акте раскрываются все актуальные принципы политики Республики Казахстан в этом направлении:
- Подчеркивание и продвижение равенства прав в получении качественного образования.
- Приоритетность развития этой отрасли.
- Светский характер получения образования, базирующийся на гуманистических ценностях.
- Приоритет ценностей гражданственности, прав, свобод и здоровья каждого человека.
- Непрерывность образования как процесса на всю жизнь.
- Преемственность разных его уровней, их связанность между собой.
- Прозрачный и демократический подход к руководству сферой.
- Продвижение разнообразных форм собственности и направлений образования.
Раскрывая основные постулаты закона, нельзя не отметить его нацеленность на интеграцию казахстанского образования в мировой контекст. Во многом именно этим продиктованы почти все его нововведения.
Закон «Об образовании» РК: краткое содержание
Документ (а мы обсуждаем Закон «Об образовании» РК с изменениями и дополнениями на момент написания этого текста) состоит из 12 глав, среди которых общие и заключительные положения, система и управления образованием, содержание и финансирование образования, организация и субъекты образовательной деятельности, ответственность за нарушение, международная деятельность, статус педагога и принципы государственного регулирования.
Он ввел ряд существенных и новаторских норм:
- Введение трехуровневой системы подготовки кадров в вузах — бакалавр-магистр-доктор философии (Ph.D) — для признания дипломов за границей и легкости научно-студенческого обмена.
- Утверждение системы академических кредитов согласно международно принятому Болонскому процессу. Благодаря этому резко упростилась мобильность студентов, дипломы которых могут быть признаны за рубежом.
- Создание национальной системы аккредитации оценивания качества образовательных услуг.
- Предоставление государственных грантов на наиболее приоритетные специальности для выпускников школ по результатам Единого национального тестирования.
Закон также изменил саму структуру казахстанского образования, введя понятие «уровни образования» согласно МСКО-1997. Они включают в себя семь уровней: дошкольный, начальный, основной средний, средний, послесредний, высший и послевузовский. С помощью этого утверждается принцип непрерывности и преемственности образования.
Переход на двенадцатилетнее среднее общее образование также полностью соответствует передовым международным стандартам и рекомендациям Совета Европы. Можно даже сказать, что эта реформа изменила представление о данном направлении.
Теперь среднее образование — это цикл 4+6+2 лет, способный обеспечить подготовку учеников к условиям современного мира. Содержание школьных предметов постоянно актуализируется в соответствии с достижениями наук.
Важным аспектом закона стало создание системы социальных гарантий. Она направлена на появление и сохранение молодых учителей, то есть новых поколений педагогов. Так, в статье 45 отдельно зафиксирована ответственность руководителей образовательных учреждений в этом вопросе, что создает дополнительную гарантию.
Отдельной главой идут определения ответственности за разные нарушения норм закона:
- Эта ответственность может нестись родителями и другими представителями детей.
- Куда суровее штрафы для учебных заведений, если они, например, нарушают стандартные условия для приема учащихся. Таким же образом школа защищается от лишнего влияния политики и религии.
Касается данный закон и вопроса об общей защищенности педагогов. Например, статья 53 подчеркивает льготы и преференции для учителей в сельской местности. Закон также предлагает постоянно действующую систему повышения квалификации посредством последипломного образования не реже, чем раз в пять лет и, согласно статье 22, объявляет ее общенациональным приоритетом.
Согласно закону, нынешний формат системы повышения квалификации (СПК) пронизывает всю сферу образования. Его задача состоит в отслеживании уровня кадров, адаптации к новым педагогическим мировым веяниям, знакомстве с ними педагогов. В основе СПК лежит сетевая модель, которая хороша тем, что может дать максимальный масштаб вовлеченности специалистов.
Таким образом, можно констатировать огромную роль данного закона в развитии всей образовательной системы. Благодаря ему Казахстан заметно приблизился по соблюдению стандартов не только к общемировой практике, но и к странам-лидерам. Что, в свою очередь, должно поспособствовать прогрессу и в других сферах общественной жизни.
Читайте также: Закон «О реабилитации и банкротстве» РК: обзор, пояснения
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1860692-zakon-ob-obrazovanii-rk-poasnenia-razbor/