Коронавирус многое заставил понять и переосмыслить. Даже самые заядлые консерваторы ушли в онлайн, потому что текущая эпидемиологическая ситуация просто не оставила им другого выбора.
Чиновники перешли на полный электронный документооборот, магазины и рестораны открыли сервисы доставки, люди ушли в безнал и начали активно самостоятельно получать госуслуги. Пандемия ускорила многие процессы и дала понять, что цифровизация экономики – это единственно правильный путь.
Когда речь идет о цифровизации экономики, во главу угла сразу становится человеческий капитал – люди, которые являются основным активом этой самой цифровой экономики. Ведь технологии должен кто-то создавать, а результатами кто-то должен пользоваться. Именно поэтому развитию человеческого капитала в госпрограмме «Цифровой Казахстан» посвящен целый раздел, и Казахстан уже выбрал свой путь - не просто растить «кодеров», а создать полноценную образовательную экосистему, в рамках которой человек сможет приобретать и развивать цифровые навыки в течение всей жизни.
Первая ступень – школа
Формирование человеческого капитала, будущих айтишников и продвинутых юзеров сегодня в Казахстане начинается со школьной скамьи. В общеобразовательных школах дети теперь начинают изучать информатику с 1 класса, а с 3-4 классов переходят к основам программирования.
Параллельно по стране функционирует около 4 тысяч кабинетов робототехники и IT-классов, а также лаборатории по 3D-моделированию и программированию, где школьники могут применить свои знания на практике и реализовывать собственные проекты, которые потом занимают призовые места в международных соревнованиях. К примеру, в прошлом году казахстанская сборная по робототехнике заняла почетное третье место на международном соревновании First Global Challenge в Дубае, в котором принимала участие 191 страна.
Безусловно, важной составляющий начального ИТ-образования является оснащенность школ и их доступ к интернету. По информации вице-министра образования Рустема Бигари, на сегодня все школы компьютеризированы, а 94,2 % подключены к интернету. При этом работа по интернетезации школ продолжается.
Как рассказал председатель Комитета телекоммуникаций Виталий Ярошенко, сейчас реализуется масштабный проект, в рамках которого телекоммуникационные операторы прокладывают по территории страны более 20 тыс. км «оптики». Это как от Нур-Султана до Нью-Йорка и обратно. В результате, уже до конца года эта инфраструктура позволит обеспечить еще более 1300 школ в отдаленных селах широкополосным доступом к сети Интернет.
Кузницы кадров
Следующей ступенью в выстраиваемой в Казахстане экосистеме IT-обучения является высшее образование в сфере IT. Подготовка ИКТ-специалистов ведется в 83 ВУЗах, которые только за последние 2 года выпустили около 40 тысяч специалистов. АО «Международный университет информационных технологий» в Алматы и открывшийся в прошлом году международный университет «Astana IT University» являются профильными ведущими учебными заведениями, и готовят IT-специалистов в партнерстве с KAIST University (Корея), Geneva IT Institute (Швейцария), Beijing Institute of Technology (Китай), Dartmund University (Германия).
Базовые многопрофильные университеты, такие как Nazarbayev University, КБТУ и университет Сатпаева сотрудничают с University of Cambridge (Великобритания), University of Reading (Великобритания), Сингапурским национальным университетом и др. и выпускают качественных межотраслевых специалистов с высокими компетенциями в ИТ.
«В прошлом году ВУЗам дали академическую свободу, которая предполагает, что учебные заведения могут вносить изменения в рабочие и учебные планы и разрабатывать свои образовательные программы», - рассказывает Раиса Ускенбаева, ректор МУИТ.
Это, конечно, усилило конкуренцию между учебными заведениями. Понимая, что студенты пойдут туда, где будет лучшее предложение, ВУЗы начали пересматривать свои программы обучения. Исключили все «мертвые» языки программирования, начали открывать новые специальности.
К примеру, специалистов в области IT-медицины в Казахстане будут обучать АРГУ имени К. Жубанова и ЗКМУ имени М. Оспанова, соответствующее соглашение ректоры ВУЗов подписали буквально на прошлой неделе. В целом, только в прошлом году появилось 40 новых междисциплинарных программ в колледжах и ВУЗах.
«Очень важно то, что начали появляться именно смежные специальности, то есть начали готовить не просто айтишников, которые будут работать в офисах сисадминами, а ИТ –специалистов для конкретных отраслей – медицины, промышленности и т.д, - поделился Павел Коктышев, заместитель председателя правления холдинга «Зерде».
Разумеется, чтобы IT-обучение было доступно максимально большему числу молодежи, в рамках программы «Цифровой Казахстан» в три раза было увеличено количество грантов на IT-специальности. По сути, речь идет об инвестициях в будущее страны и в этом смысле государство на подобные вложения сейчас не скупится.
Кстати, в этом году абитуриенты могут подавать документы в колледжи и ВУЗы в электронном формате. А уже в следующем году планируется, что бумажная альтернатива будет исключена в принципе.
Непрерывное обучение
Сегодня тренды меняются катастрофически быстро, поэтому, чтобы быть всегда востребованным, человеку нужно постоянно обучаться. Университетская программа становится фундаментом, на базе которой будут строиться последующие навыки. Поэтому важную роль будут играть инновационные образовательные программы, которые позволят людям в возрасте от 22 и до 60 лет проходить переквалификацию или повышать свою квалификацию. За последние несколько лет в Казахстане запустился целый ряд таких проектов.
Первой ласточкой стала школа программирования alem, которая была открыта на базе технопарка «Astana Hub». Она работает по методике Николя Садирака и является аналогом французской школы Ecole 42. Там нет преподавателей, а обучение проходит в формате наставничества более продвинутых студентов над теми, кто только погружается в тему. Среди студентов – бухгалтеры, инженеры и другие специалисты, которые бесплатно станут профессиональными кодерами, способными создавать собственные продукты.
В апреле 2020 года на базе Бюро МФЦА открылась школа новых технологий QWANT для подготовки разработчиков клиентского и серверного программного обеспечения. По словам Эльмиры Обри, руководителя направления технологий Бюро МФЦА, школа QWANT, открытая совместно с партнерами из Кремниевой долины,ставит себе задачу дать возможность получить новую профессию либо повысить существующий уровень знаний.
Помимо этого, в Казахстане запустилась школа n’Factorial и экспериментальная программа OpenUOnlineUniversity. По мнению Армана Сулейменова, основателя n’Factorial человек эффективно вникает в процессы, впитывает знания, стремится ориентироваться в отрасли в момент, когда создает что-то свое.
«Мы в онлайн формате, без отрыва от производства, используем современные образовательные цифровые решения. Мы можем очень быстро реагировать, создавать образовательные программы, делать nano-degree программы, когда можно будет получить определенную специализацию в течение одного года», - со своей стороны отмечает Канат Кожахмет, ректор Открытого Университета Казахстана.
«Такие инновационные школы более гибкие, им проще трансформироваться в сравнении с большими образовательными организациями, будь то школа или университет. Потребность в них постоянно растет, и со своей стороны «Зерде», как и Министерство образования стремятся, чтобы таких школ из неформального образовательного сектора было больше», - комментирует топ-менеджер «Зерде», Павел Коктышев.
В развитии человеческого капитала в Казахстане сегодня участвуют и частные компании, запуская свои образовательные программы. В частности, в январе 2020 года первый поток студентов из 1,5 тысяч человек выпустила BigDataSchool от Beeline. Лучшие выпускники получили работу в компании и возможность стажироваться за границей. Схожие проекты в разное время также запускали KaspiBank и Chocofamily.
IT-эволюция в Казахстане
За последние три года более 2,8 млн казахстанцев были обучены цифровым базовым и промежуточным навыкам, а уровень компьютерной грамотности населения вырос до 82%. Казахстанцы активно пользуются различными электронными сервисами, и, к примеру, благодаря тому, что 80% услуг в стране автоматизировано, только за период ЧП они получили свыше 15 млн государственных услуг в электронном формате. Это также говорит о цифровой трансформации общества, что подтверждает и международный рейтинг ООН по индексу развития электронного правительства, в нем Казахстан занимает 39 строчку.
На базе ведущих университетов начинают формироваться свои отечественные интеллектуальные центры притяжения, где развивают совершенно новые для нашей страны технологии. К примеру, в Назарбаев Университет уже сейчас реализуются серьезные проекты в области искусственного интеллекта - специально для это была создана лаборатория по обучению технологии распознавания голоса казахскому языку.
И с каждым годом, по мере того, как созданная в Казахстане экосистема IT-обучения будет обрастать новыми элементами, интенсивность и глубина цифровизации в стране будет органично нарастать. И если, как любят говорить маркетологи, будущее уже рядом, то Казахстан к его приходу готов.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1862723-cifrovoj-kazahstan-delaet-stavku-na-celoveceskij-kapital/