Защита прав потребителей и активность населения в подобных вопросах обеспечивают улучшение качества товаров и услуг. О том, насколько грамотнее стал казахстанский потребитель, читайте в материале Нурфин.
Обычно под защитой потребителей подразумевается вопрос о качестве продовольственных товаров.
Однако на самом деле данный вопрос охватывает намного больше сфер:
- возврат денег за продукты,
- компенсация стоимости билетов на отмененные мероприятия,
- услуги связи,
- жилищно-коммунальное хозяйство и так далее.
В 2019 году казахстанцами всего было осуществлено более шести тысяч обращений с просьбой защитить их потребительские права.
В текущем году такое же количество жалоб было достигнуто всего за шесть месяцев, передает мониторинговое агентство Ranking.kz.
Статистика за 2019 год
В предыдущем году в органы по защите прав потребителей было направлено шесть тысяч обращений от физических и юридических лиц:
- по горячей линии — 3 816 жалоб,
- устные обращения — 1 245,
- письменные жалобы — 970.
В разрезе сфер услуг и товаров, статистика оказалась следующей:
- по вопросам розничной торговли (включая интернет-магазины) — 3 536 обращений;
- ЖКХ — 1 124;
- бытовые услуги — 607;
- услуги связи — 131;
- общественное питание — 123.
Сколько денег возвращено в 2020 году
Как указывает источник, всего за полгода было достигнуто то же количество обращений, что и в 2019 году.
Так, в департаменты по защите прав потребителей поступило 23 обращения по поводу отмены мероприятий. Сумма требуемого возврата составила 709,6 тыс. тенге. При этом удалось добиться компенсации лишь 63,4% от суммы или 449,6 тыс. тенге.
Вследствие пандемии многие планы по семейным торжествам и празднованиям были отменены. В результате было подано 50 обращений по возврату средств в кафе и ресторанах.
Общая сумма требуемого возврата составила 8,8 млн тенге. Добиться возмещения удалось на 89,6%, что равно 7,9 млн тенге. Оставшиеся жалобы все еще находятся на стадии рассмотрения.
Как отмечает Ranking.kz, из-за обширной отмены туризма также пострадали лица, купившие авиабилеты заранее.
Так, по судебным жалобам на отмененные авиарейсы было возвращено 60 млн тенге. Свои права отстаивали 990 человек, и все иски были удовлетворены.
Однако обычно большая часть обращений в департамент по защите прав потребителей все же относится к бытовым вопросам.
Так, часто потребители жалуются на то, что продавцы отказываются обменять или оформить возврат приобретенных товаров.
Также много обращений поступает по вопросам некачественного оказания услуг, ущемления прав потребителей при заключении договора, отказа от возмещения убытков и невыдачи фискального чека.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1872321-prava-potrebitelej-stali-case-otstaivat-v-kazahstane/