Для многих казахстанцев кредит становится большой проблемой и нагрузкой. Иногда это связано с условиями, который заемщик даже не знал, но согласился на них, подписав договор. Новые правила кредитования должны исключить такие случаи. Подробнее в материале Нурфин.
Как сообщает информационный портал Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка FinGramota, с января по сентябрь текущего года за нарушение прав потребителей финансовых услуг в отношении банков второго уровня было применено 67 административных взысканий на сумму 36,7 миллионов тенге.
Проблемы банковских клиентов
Наказанными банками допускались нарушения, связанные с осуществлением обслуживания банковских займов, счетов клиентов, платежей и переводов денег.
Большинство этих нарушений было выявлено благодаря обращению казахстанцев в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. В организации отмечают, что больше половины обращений по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг приходится именно на банковский сектор.
Но не все обращения в результате связаны именно с нарушениями банков. Большинство проблем у потребителей возникает из-за того, что они не ознакомились с условиями банковского договора, например, при оформлении кредита.
Напомним, что, подписывая договор банковского займа, клиент банка соглашается на все условия, которые в нем указаны, в том числе и с действиями банка в случае просрочки кредита, например, блокировка карт и так далее.
Поэтому всегда нужно читать банковский договор и задавать дополнительные вопросы менеджеру при оформлении услуги в банковском отделении.
Как огородить банковских клиентов от проблем
Чтобы банковским клиентам было легче узнать все условия при оформлении кредита, с начала этого года в порядок заключения договора банковского займа внесли некоторые изменения.
До оформления кредита заемщику теперь должна быть выдана памятка со всеми условиями, которые он может сравнить с аналогичными условиями в других банках.
Памятка должна содержать следующую информацию:
- сумму и валюту займа;
- срок займа;
- количество платежей;
- вид и размер ставки вознаграждения в годовых процентах либо в фиксированной сумме;
- размер годовой эффективной процентной ставки в достоверном выражении;
- наименования и размеры комиссий и иных платежей, связанных с выдачей и обслуживанием займа;
- общую сумму к погашению;
- итоговую сумму вознаграждения;
- размер штрафа или пени за несвоевременное погашение основного долга и вознаграждения;
- иные виды штрафов, пени, согласно условиям договора банковского займа, в том числе за нецелевое использование займа, несвоевременное оформление договоров страхования и так далее;
- необходимость заключения договора страхования и сроки его пролонгации;
- контактные данные банка - номера телефонов, адрес электронной почты, адрес сайта банка.
То есть, данная памятка должна защитить казахстанских заемщиков от различных проблем и трудностей, которые могут возникнуть из-за незнания каких-либо условий кредитования.
Но условия в памятке в любом случае являются ориентировочными и могут незначительно отличаться от условий, указанных в договоре займа, который нужно хорошо изучить перед подписанием.
Изменения в договоре кредитования
Для того, чтобы кредитный договор было легче изучать, с начала этого года к нему должен прикрепляться титульный лист, формат которого един для всех казахстанских банков. Он также будет содержать все условия займа:
- сумму и срок займа;
- размер ставки вознаграждения;
- размер годовой эффективной ставки вознаграждения;
- метод и способ погашения;
- информацию о частичном и полном досрочном погашении;
- размер неустойки штрафа или пени за нарушение обязательств по договору;
- информацию о праве заемщика представить в банк письменное заявление, содержащее сведения о причинах возникновения просрочки исполнения обязательства по договору банковского займа, доходах, других подтвержденных обстоятельствах и фактах.
Если условия кредита и после его оформления окажутся невыполнимыми для заемщика, он может отказаться от займа в течение двух недель и вернуть деньги в банк вместе с фактически начисленными процентами без штрафов за досрочное погашение.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1881872-ot-cego-zasisaut-kazahstancev-novye-pravila-kreditovania/