Зампред Нацбанка Казахстана Алия Молдабекова рассказала о ситуации на мировых валютных рынках в феврале 2021 года, а также назвала факторы, которые влияют на состояние тенге, передает официальный сайт Национального банка.
Ситуация на внешних валютных рынках
Как рассказала Алия Молдабекова, внешние факторы в течение февраля складывались разнонаправленно.
С одной стороны, надежды на выход из пандемии благодаря увеличению масштабов вакцинации оказывали позитивное влияние на рисковые активы, в частности, мировые индексы акций в течение февраля обновили новые максимумы.
С другой стороны, активное восстановление экономики США вызывает риски ускорения инфляции и риски более быстрого возвращения ФРС США к ужесточению денежно-кредитной политики.
Данные опасения инвесторов сказались на динамике казначейских облигаций США в феврале – доходности в дальнем отрезке кривой достигли максимальных значений за последний год. В таких условиях снизилась привлекательность облигаций развивающихся стран, что в свою очередь вызвало отток капитала из местных рынков и ослабление национальных валют против доллара США.
Разнонаправленная динамика финансовых рынков в феврале создает предпосылки формирования новых трендов на глобальном валютном рынке. В частности, если в течение 2020 года мы наблюдали, что движения на мировом рынке в большей степени диктовались состоянием риск-сентимента инвесторов, когда укрепление курса доллара США совпадало с общим бегством от риска, падением фондовых индексов и рынков ЕМ, то в феврале данный фактор несколько отошел на второй план, и фокус сместился на уровень процентных ставок и доходностей.
Несмотря на недавний рост доходностей в США и укрепление индекса доллара США, некоторые аналитики все еще сохраняют прогноз по глобальному ослаблению главной резервной валюты в текущем году. К примеру, Goldman Sachs считает, что повышение цен на сырьевые товары, в том числе нефть, могут смягчить негативный эффект для валют ЕМ от резкого повышения ставок в развитых странах.
В феврале укрепление доллара США к основным мировым валютам отразилось и на валютах развивающихся стран. Так, среди ЕМ валют наибольшее ослабление показали бразильский реал на (–)2,4%, турецкая лира (–)1,6%, индонезийская рупия (–)1,5%, мексиканское песо (–)1,4%.
В то же время российский рубль окреп на 1,7%, южноафриканский ранд – на 0,3%. Российский рубль в феврале вырос по отношению к доллару за счет роста цен на нефть и решения ЦБР оставить ставку неизменной. Ввиду санкционных угроз волатильность по российскому рублю сохранялась.
В феврале мы также наблюдали существенное ралли на нефтяном рынке. Оптимизм по поводу вакцинации, меры ОПЕК+ по сдерживанию добычи и шоки с производством нефти в США из-за погодных условий обусловили двузначный рост цен на нефть за месяц. Цена на нефть марки Brent в феврале выросла на 18,3% (с 55,88 до 66,13 долларов США за барр.) и вернулась к допандемическим уровням 2020 года.
Укрепление курса тенге
Как объяснила Молдабекова, в связи с улучшением внутренних и внешних фундаментальных факторов курс тенге с начала февраля укрепился на 1,7%, до уровня 417,02 тенге за доллар. Укреплению тенге послужил ряд позитивных факторов.
Во-первых, это рост цен на энергоносители. Как я уже отмечала, цена на нефть выросла больше, чем на 18%.
Во-вторых, в феврале прошла налоговая неделя, когда нефтедобывающие компании выплачивали такие квартальные налоги, как налог на добычу полезных ископаемых и рентный налог. Максимально нацвалюта укрепилась в феврале до уровня 414,77 тенге за доллар, но в конце месяца уровень скорректировался на фоне коррекции цен на нефть и укрепления доллара США.
Помимо этого, мы отмечаем приток иностранного капитала на рынок ГЦБ РК. После пика в 604 млрд тенге в январе, в феврале объем ГЦБ РК у иностранных инвесторов продолжил рост и достиг 782 млрд тенге (порядка 1,9 млрд долларов США).
Часть иностранных инвесторов приходит через канал Clearstream. Напомню, что в августе прошлого года были усовершенствованы расчеты по линии Clearstream с ГЦБ РК до типа DvP (delivery versus payment), что снизило кредитные риски при совершении транзакций.
Интервенций Национальный Банк в феврале не проводил. Некоторую поддержку валютному рынку оказали продажи из Национального Фонда в рамках обеспечения трансфертов в бюджет. Объем продаж из Нацфонда в феврале составил 443 млн долларов США.
Это чуть меньше половины общего объема трансфертов в 375 млрд тенге (или 900 млн долларов США), выделенных в феврале месяце. Оставшаяся часть трансфертов была выделена за счет остатков на тенговом счете и поступлений в Национальный фонд в течение февраля.
Объем обязательной продажи части валютной выручки субъектами квазигосударственного сектора в феврале составил 211 млн долларов США.
После укрепления в феврале тенге с начала марта незначительно ослаб на фоне волатильности на рынке нефти, окончания налоговых выплат и укрепления доллара США. Сегодня торги открылись на уровне 420,50 тенге за доллар.
Напомним, что ранее сегодня курс доллара к тенге вырос выше отметки в 420 тенге за единицу. Кроме того, в начале марта в Нацбанке называли три главных фактора ослабления курса нацвалюты.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1902675-chto-vliyaet-na-kurs-tenge-i-kakova-situatsiya-na-mirovyh-valyutnyh-rynkah-rasskazali-v-natsbanke/