В соответствии с ранее озвученными прогнозами, ценники на АЗС страны продолжают поступательное движение вверх. На отдельных АЗС можно уже видеть 159-161 тг/литр. Наиболее низкий уровень цен сохраняется на АЗС Атырауской, Туркестанской областей и города Шымкент, что объясняется низкой стоимостью доставки топлива в регионы, на чьей территории дислоцированы НПЗ, об этом на своей странице Facebook написал эксперт по рынку нефти и газа Ерлан Жаукин.
"Чего ждать дальше на рынке? Как уже было неоднократно озвучено в ближайшее время есть основания ожидать дальнейшего роста цен. По нашим расчетам цена 175-180 тг/литр, в зависимости от региона – уже не за горами.
Многие задаются вопросом достаточный ли это уровень цены за литр казахстанского бензина? Уже приводились сравнительные данные по ценам на рынках наших соседей. Говорилось о том, что даже при цене 175 тг/литр казахстанский бензин останется самым дешевым в регионе и одним из самых дешевых в мире. Казахстанский рынок не гонится за мировой статистикой. На сегодня мы говорим о справедливости стоимости топлива в текущих рыночных условиях.
Много говорится о риске возникновения дефицита топлива на российском рынке. Есть мнение об ограничении экспорта топлива из России. Все это только толкает российский внутренний рынок вверх. С начала марта Правительство России обсуждает с нефтяниками вопрос сдерживания роста розничных цен на российском рынке. Хотелось бы обратить внимание, что на российском рынке действует относительно справедливый механизм демпфера, когда бюджет страны возмещает переработчику нефти разницу в цене топлива при его экспорте или реализации на внутреннем рынке.
То есть, при низком уровне экспортных котировок на нефтепродукты российский производитель выплачивает в федеральный бюджет разницу цен между экспортной альтернативой и ценой на внутреннем рынке. В условиях, когда экспортные котировки находятся на уровне, превышающем цены внутреннего рынка России, уже бюджет России возмещает разницу производителю. В Казахстане такого механизма не существует.
Казахстанский производитель подстраивается под условия рынка. И если на сегодня розничная цена на российском рынке установилась на уровне 245-250 тг/литр, то для исключения перетока на казахстанском рынке необходима цена в диапазоне 200-205 тг/литр. Это исключит экономический эффект приграничного оттока топлива в Россию. Существует и административный рычаг остановки перетока – введение запрета на вывоз бензина, за исключением вывоза в баке автомобиля. Такая мера применялась в 2019-м году и была хоть и нерыночной, но весьма эффективной.
Уходя немного в историю, уже мало кто помнит, что в 2018-м году стоимость бензина Аи-92 на казахстанских АЗС составляла 163 тг/литр. За прошедшие несколько лет мы наблюдали только снижение розничных цен на топливо в стране. При этом никто не может оспаривать тот факт, что в условиях снижения цен на топливо, цены на все остальное только росли. Так что разговор о прямом влиянии стоимости бензина на формирование цен на продукты питания или стоимость услуг в первую очередь некорректно.
Возвращаясь к разговору об объективности цены, устраивающей казахстанского производителя – 200-205 тг/литр, мы говорим о необходимости понимания социальной значимости стоимости бензина Аи-92 и влиянии стоимости топлива на настроение потребителя. То есть на сегодня это критический уровень цены, который устроит производителя (продавца), но не устроит покупателя. Правда, как говорится, где-то посередине", - отметил эксперт.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1905610-kakoy-predel-tseny-na-benzin-ai-92-ozhidat-na-rynke-strany/