Рост цен на бензин в 2021 году стал неожиданностью для автовладельцев. Однако этот процесс оказался связан с изменениями в вопросах ценообразования. О том, как формируется стоимость бензина в Казахстане, читайте в материале Нурфин.
Вопрос стоимости бензина на топливном рынке Казахстана является объектом высокого интереса автолюбителей.
Напомним, что недавно стоимость популярной марки АИ-92 в стране резко повысилась.
Как отмечалось в ответе Министерства энергетики, подобная ситуация является нормальной и дефицита топлива в Казахстане нет.
Также указывалось, что рост цен обуславливался тем, что данный вопрос уже давно подлежит рыночному регулированию.
Подробнее об особенностях и причинах перехода на рыночные инструменты формирования цен на бензин рассказали аналитики Finance.kz.
Как формировалась цена ранее
Как сообщает источник, продолжительное время цена на бензин в Казахстане сохранялась на низких уровнях из-за прямых мер правительства. То есть топливная отрасль регулировалась за счет государственных денег.
Так, через административные меры цены сдерживались до 2011 года. До 2016 года государство стремилось ограничить предельную стоимость топлива.
А в последние пять лет рынок топлива в Казахстане условно был освобожден от этих мер. То есть регулирование цен осуществлялось рыночными механизмами за счет политики плавающего курса, как и тенге.
Однако при этом сохранялись некоторые меры воздействия. Например, нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) все еще продолжали покупать нефть у добывающих компаний по себестоимости сырья, даже если нефть была дорогой или дешевой на мировом рынке.
Именно поэтому цены на бензин в Казахстане не снижались, несмотря на удешевление нефти.
Однако подобные меры государственного регулирования отрицательно отражались на резервах Национального фонда страны.
Новая система и рост цен
С 1 марта 2021 года стоимость бензина в Казахстане определяется исключительно механизмами рыночного регулирования.
Причины для таких перемен, согласно мнению аналитиков, следующие:
- объемы внутреннего рынка выросли и их уже не получится игнорировать,
- модернизация НПЗ завершена, а учитывая не самую высокую цену нефти в последние годы — прибыль от ее продажи уже не может в полной мере субсидировать цену на внутреннем рынке,
- тем более эти деньги (субсидии) и так берутся из Национального фонда, а их нужно беречь.
Начало рыночного регулирования в полной мере началось с открытием биржи топлива в Казахстане. Согласно сообщению источника, уже за 6 торговых сессий цена на нефть выросла на 30%.
"А в условиях отсутствия субсидий будет расти и цена на топливо. И это нормальный процесс. Предел роста стоимости — это гармонизация цен с топливным рынком союзника по ЕАЭС. Например, сегодня литр 92-го в РФ стоит 250 тенге", – отмечается в публикации Finance.kz.
Напомним, что в феврале Казахстан попал в рейтинг стран с самым дешевым бензином. Однако при этом отмечалось, что цены будут постепенно увеличиваться.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1907604-prichiny-podorozhaniya-benzina-v-kazahstane-obyasnili-analitiki/