Top.Mail.Ru
Финансы

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Причины роста цен на бензин в Казахстане назвали эксперты

Опубликовано:

Мужчина на заправке
Иллюстративное фото: Freepik

Цены на бензин в Казахстане продолжают повышаться. О том, что влияет на этот процесс и почему стоимость топлива продолжит расти, читайте в материале Нурфин.

Бензин – один из наиболее популярных видов топлива для транспортных средств.

Его стоимость начала резко повышаться в конце первого квартала 2021 года. Так, за неполных три месяца (март – май) в Нур-Султане средняя цена марки АИ-92 выросла со 150 до 176 тенге за литр.

Подорожание коснулось и других регионов страны.

О причинах роста цен и об особенностях ценообразования на рынке топлива рассказали аналитики портала Finreview.info.

Как образуется стоимость бензина

На данный момент нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Казахстана полностью покрывают внутренний спрос на топливо. При этом производство на 24% превышает весь объем внутреннего потребления.

В свою очередь, импорт дорогого топлива снизился в 32 раза. А ближайший возможный дефицит топлива ожидается к 2032 году, согласно информации портала.

Однако при этом цены на бензин продолжают повышаться даже на фоне удешевления нефти. Одна из причин – особенности продажи нефти на внутреннем рынке по себестоимости.

Например, нефтедобывающие компании продают 30-50% нефти отечественным НПЗ по 25-30 долларов за баррель.

А с учетом всех издержек (логистика, хранение, налоги и так далее) доля нефти в конечной цене бензина составляет 11-14%. При этом сами автозаправочные станции получают маржу в пределах 1-3 тенге за литр.

В будущем цены на бензин будут только повышаться. Это связано с несколькими причинами.

Таблица с данными
Цены на АИ-92 в Казахстане. Источник: FinReview.info

1. Рыночный механизм ценообразования

Бензин начал торговаться на товарной бирже, что является инструментом рыночной экономики. То есть цены начали определяться по соотношению спроса и предложения.

В результате, за всю торговую неделю стоимость топлива выросла на 39% со стартовой цены в 169 тыс. тенге до 234,9 тыс. тенге за тонну.

То есть со 125 до 174 тенге за литр. А на последней торговой сессии (12 апреля) стоимость АИ-92 выросла со 155 до 174 тенге за литр. Соответственно, это отражается на ценах на АЗС.

На начальном этапе через биржу будет реализовываться около 10% производимого в стране бензина. В последующем его объем будет увеличен до 15%–20%.

2. Ремонт на НПЗ и риск дефицита

Ремонт на Атырауском НПЗ был вызван сбоями в поставке электроэнергии. В результате образовалась нехватка топлива в западной части страны, что привело к созданию определенного дефицита и повлияло на рост цен в этом регионе.

Также плановый ремонт НПЗ в Павлодаре и Актау был перенесен для устранения дефицита, но все же намечен на 2021 год. А это грозит усугублением ситуации с нехваткой запасов топлива.

Вахтовый работник на буровой станции
Иллюстративное фото: freepik.com

3. Единый рынок в ЕАЭС

Рынок нефти и нефтепродуктов в рамках ЕАЭС будет единым и начнет функционировать к 2025 году.

Это позволит выравнять цены на топливо, повысить доступность энергоресурсов для стран-участниц экономического союза и увеличить общий рынок сбыта.

Также это позволит увеличить экономические возможности для отечественных производителей.

Но для Казахстана данный процесс отразится повышением цен на топливо, так как стоимость бензина в стране меньше, чем в других государствах ЕАЭС. Например, в России цена одного литра АИ-92 составляет около 250 тенге.

Эти причины являются основными факторами подорожания топлива на рынке Казахстана.

Чтобы обеспечить регулирование этого процесса, необходимо использовать рыночные механизмы и увеличить объем инвестиций в сферу нефтепереработки, сообщают аналитики Finreview.info.

Так, на данный момент около 40% денег, выделяемых на увеличение мощности НПЗ, обеспечены кредитами банковского и небанковского секторов. Эта закредитованность заводов влияет и на стоимость бензина.

А уменьшение долговой нагрузки за счет инвестиций позволит нарастить капитал и увеличить производство отечественных НПЗ, снижая стоимость топлива.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1913652-prichiny-rosta-tsen-na-benzin-v-kazahstane-nazvali-eksperty/