Товарный газ является одним из важнейших видов топлива для экономики страны и отдельных домохозяйств. Однако данная отрасль требует корректировки цен из-за значительных убытков и износа инфраструктуры. Подробности читайте в материале Нурфин.
Практика сдерживания цен постепенно заменяется на рыночные механизмы в различных отраслях экономики страны.
Например, плавающий курс был применен к тенге. А недавно в Казахстане на рыночных механизмах стала определяться цена на бензин.
Однако в газовой сфере сохраняется механизм государственного регулирования. Так, оптовый рынок товарного газа регулируется Министерством энергетики. А розничные цены регулирует Министерство национальной экономики.
В результате мер по сдерживанию цен увеличились убытки Национального оператора по поставке газа.
А чтобы снизить данные убытки, планируется пересмотреть предельные цены в сторону их повышения.
Причины повышения предельных цен
Одним из факторов необходимости повышения цен на газ в пресс-службе Министерства энергетики назвали устаревание газовых магистралей.
Например, срок эксплуатации 70% газовой стратегической инфраструктуры уже превышает 40 лет. А результаты диагностики магистралей выявили наличие дефектов, превышающих критический уровень.
Также, помимо необходимости реконструкции сетей, значительную роль в необходимости повышения цен играют расходы на их сдерживание.
Дорогие "низкие цены"
Последняя корректировка предельных цен на оптовую реализацию товарного газа проводилась в январе 2019 года. В тот момент они были снижены в диапазоне от 3,8 до 17,5% в зависимости от региона страны. То есть цены не повышались более двух лет.
Эти предельные оптовые цены на товарный газ для внутреннего рынка ниже себестоимости поставляемого газа. А в некоторых областях утвержденная оптовая цена ниже себестоимости от 1,5 до 2,5 раз.
При этом, согласно информации Министерства энергетики, для сдерживания конечной стоимости газа на внутреннем рынке АО «КазТрансГаз» ежегодно за счет экспорта газа субсидирует внутренний рынок страны.
Так, за последние пять лет сумма убытков Национального оператора от субсидирования внутреннего рынка составила порядка 425 млрд тенге.
В свою очередь, сохранение предельных цен повысило бы затраты Национального оператора, а инвестиционные программы по реконструкции газовых магистралей оказались бы без финансирования.
Это впоследствии увеличило бы количество закритичных дефектов газопроводов и нанесло ущерб для экономики Казахстана.
В связи с этими причинами были утверждены предельные цены оптовой реализации товарного газа на внутреннем рынке на период с 1 июля 2021 года по 30 июня 2022 года.
Они будут повышены в среднем на 11% в зависимости от региона.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1916098-predelnye-tseny-na-gaz-povysyat-v-kazahstane/