Интерес к покупке автомобилей в Казахстане остается высоким. Растет и популярность автокредитования. Однако вместе с тем не решаются вопросы накопления долгов и наличия большого количества неэкологичного старого транспорта. Подробности читайте в материале Нурфин.
Приобретение автомобиля является необходимостью в современных экономических условиях.
Часто это связано с тем, что казахстанцам удобнее перемещаться на личном автомобиле, чем пользоваться сетью общественного транспорта. Особенно это востребовано при проживании в областях или за чертой города.
Для улучшения условий по покупке нового авто с 2015 года было внедрено льготное автокредитование под 4%.
Однако, согласно данным аналитического центра Первого кредитного бюро (FCBAnalytics), программа поддержки для рынка оказалась важной, но не критичной.
Автокредиты растут, а долги сохраняются
За 6 лет работы программы льготного автокредитования казахстанцы оформили 27,5 тысяч займов. А общая сумма автокредитов по госпрограмме достигла 139,6 млрд тенге.
В общей статистике автокредитования доля льготной программы составила лишь 10,2% случаев.
Однако общий объем выдачи автокредитов в Казахстане растет: количество выданных займов по итогам января-апреля 2021 года достигло 27 588 единиц на общую сумму 132,7 млрд тенге. Это на 24,3% выше, чем годом ранее.
В то же время только 1 из 10 машин в Казахстане покупается в кредит.
Общий объем портфеля автокредитования за 12 месяцев увеличился на 36,5%, достигнув 818,1 млрд тенге. Наиболее высокие темпы роста – в южных регионах, наиболее низкие – в западных регионах.
И хотя качество автокредитов улучшается, но происходит это только за счет новых займов. А состояние долгов на начало мая текущего года сохраняется:
- объем просроченных автокредитов равен 9,1% от общего числа или 74,2 млрд тенге,
- а с просрочкой в 90 и более дней – 5,4% или 44,1 млрд тенге.
То есть растет закредитованность населения.
В то же время в общей статистике сделок ситуация с большим количеством устаревших машин не решается.
3 из 5 авто являются "дряхлыми"
Согласно информации Energyprom.kz, из 288,1 тыс. зарегистрированных в 2021 году авто (январь-апрель) более половины (177,6 тыс. единиц или 64,3%) оказались старше 10 лет.
Также высока доля авто в возрасте:
- до 3 лет – 44,9 ты. единиц,
- от 3 до 7 лет – 29,1 тыс. машин,
- от 7 до 10 лет – 36,5 тыс. автомобилей.
То есть только 1 из 5 зарегистрированных легковых автомобилей оказался новым. А доля старых авто достигла 61,6%.
Чаще всего "дряхлые железные кони" приобретаются в:
- Жамбылской области – 82,4% авто старше 10 лет,
- Алматинской области – 79,4% от зарегистрированных в 2021 году машин,
- Кызылординской области – 71,7% машин относятся к старым.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1919203-3-iz-5-ti-registriruemyh-avto-v-kazahstane-okazalis-starshe-10-let/