Общественная позиция. В поддержку законопроекта по защите прав потребителей высказались НПО.
Забота о гражданах страны
Согласно официальной статистике, в Казахстане насчитывается 18,7 млн потребителей, которые ежедневно совершают более 6 млн приобретений товаров и услуг. При этом права казахстанцев в условиях товарно-денежных отношений нередко нарушаются.
Граждане жалуются на недобросовестное обслуживание в сфере транспорта, розничной торговли, бытовых, туристских, коммуникационных, финансовых, медицинских услуг, электронной торговли, ЖКХ.
Президент общественного объединения «Защита прав потребителей и развитие конкуренции по Атырауской области» Балжан Досмухамбетова в течение 25 лет отстаивает интересы жителей. Ее объединение состоит в Общественном Совете по торговле и интеграции РК, Совете по вопросам тарифообразования при НПП «Атамекен» РК, Совете по барьерам, региональной комиссии по тарифообразованию.
У нее огромный опыт работы в государственной службе, являлась международным служащим Евразийской экономической комиссии в Москве.
Имея за плечами солидный багаж знаний и опыта, Балжан Досмухамбетова решила реализовать себя в неправительственном секторе. Она ратует за благополучие народа, справедливые взаимоотношения на потребительском рынке, и смело высказывает свою позицию на публичных слушаниях в госорганах.
После череды публикаций, взаимодействия с Союзом предпринимателей и работодателей Атырауской области, акиматом, общественными экспертами, депутатами городского маслихата ее объединению удалось предотвратить повышение цен на коммунальные услуги.
«С 1 сентября и с 1 октября 2021 года тарифы на электроэнергию в нашей области остались прежними, была снижена стоимость на транспортировку газа ТОО «Жылыойгаз» и АО «КазТрансГаз Аймак» Атырау. По результатам обращения в Комитет по регулированию естественных монополий с 1 сентября этого года были снижены цены на розничный газ», — делится успехами Балжан Ибатовна.
Усилить общественный контроль
Она рассказывает, что объединения наделены правом общественного мониторинга в сфере естественных монополий. Они могут проводить наблюдения, контролировать исполнение тарифных смет и другие мероприятия в части коммунальных услуг.
Но если говорить про общественный контроль в сфере технического регулирования, метрологии, аккредитации, сертификации, то запланирован ряд мероприятий общественного объединения с Департаментом технического регулирования и метрологии по Атырауской области. Итоги этой совместной работы будут освещаться в СМИ.
Общественный контроль нужен для повышения прозрачности и открытости работы госорганов. Общественные объединения и ассоциации должны участвовать при подтверждении качества, достоверности товаров и услуг в очень чувствительных для потребителей сферах. Это обслуживание лифтов, оснащение детских площадок, экспертиза газового оборудования, инспекция аттракционов и многое другое.
«Я предлагаю обучить сотрудников общественных объединений, ассоциаций и привлекать их в качестве технических экспертов. Они будут инспектировать организации и оборудование на стадии его жизненного цикла от приемочных испытаний при вводе в эксплуатацию до утилизации», — объясняет Балжан Досмухамбетова.
Кроме того, она считает, что необходимо ввести нормы, регламентирующие пределы ответственности за правонарушения для экспертов и аккредитованных юридических лиц, участвующих в процессах оценки соответствия. Также требуется внести изменения и дополнения в действующее законодательство по аккредитации инспекционных органов.
Добровольная сертификация — залог доверия
По мнению президента общественного объединения, добровольная сертификация сможет повысить уровень доверия к производителю и продукции его торговой марки. Это касается как потребителей, так и потенциальных инвесторов, бизнес-партнеров.
«В современных условиях процедура сертификации позволяет получить конкурентные преимущества в рыночном сегменте, и особенно при участии в тендерах. Имея добровольный сертификат соответствия, руководство предприятия может быть уверено в качестве реализуемой продукции», — отмечает руководитель объединения.
Поэтому нужно законодательно закрепить нормы по реализации добровольной сертификации, так как сегодня эти нормы отсутствуют. Они помогут регулировать внедрение и развитие таких видов сертификации, как стандарты "Халал", органической продукции и т.д. Это позволит расширить бизнес, а также получить дополнительные преимущества.
«Мы поддерживаем законопроект»
Сейчас в Казахстане идет бурное обсуждение проекта Концепции 2 пакета поправок к Закону «О защите прав потребителей». Законопроект предполагает ряд нововведений, которые нашли поддержку среди большей части общественности.
«Наше объединение поддерживает создание Единой организации по защите прав потребителей, введение института омбудсмена по защите прав потребителей, начисление вознаграждения от выигрышных судебных процессов», — убежденно говорит глава НПО.
На ее взгляд, Единая организация будет служить голосом народа и общественных объединений, и напрямую доведет существующие проблемы потребителей до первых лиц государства.
К тому же, централизация общественных объединений в руках Единой организации повысит эффективность общественного контроля.
Плюсы института омбудсмена
Многие правозащитники уверены, что с введением института омбудсмена часть нагрузки государственного и судебного аппаратов ляжет на плечи омбудсмена. Его задачей будет услышать и помочь каждому потребителю, представлять интересы общественных объединений Казахстана на самом высоком уровне государственной власти. Единая организация сможет обеспечить омбудсмена сильными и квалифицированными специалистами, способными грамотно и оперативно реагировать на поставленные задачи.
Спорный вопрос
Применение недавно принятого 3-ступенчатого механизма рассмотрения жалоб потребителей вызвало определенные трудности. Потребители обходили первые два этапа досудебного урегулирования (продавца и госорган) и напрямую обращались в суд. В связи с этим возникла практика возврата судебных исков потребителям для того, чтобы они в обязательном порядке прошли первые две ступени.
Учитывая конституционное право на судебную защиту граждан, этап обращения в государственные органы должен быть факультативным, а не императивным и основываться на желании потребителя привлечь к ответственности недобросовестного предпринимателя.
Вместе с тем, Предпринимательским кодексом четко определяется досудебное урегулирования спора, стороной которого является субъект предпринимательства. При этом и кодексом, и Законом госорган не рассматривается в качестве стороны досудебного урегулирования. А в самом Законе обращение потребителя в госорган является правом, а не обязательством.
«Мы предлагаем в этой связи внести изменение в статью 42-1 Закона, сохранив досудебное урегулирование спора на 1 ступени — напрямую с продавцом или посредством субъекта досудебного урегулирования потребительских споров, а на 2 ступени у потребителя будет выбор: обращаться в государственный или судебный орган, исключив в нем 3 ступень», — говорит Б. Досмухамбетова.
Она добавляет, что если говорить о международном опыте, то в Законах «О защите прав потребителей» Российской Федерации, Молдовы, Украины, Узбекистана, Таджикистана и Азербайджана отсутствуют ограничения и отлагательные условия на реализацию конституционного права гражданина (потребителя) на судебную защиту.
Вознаграждение предотвратит правонарушения
Также в законопроекте рассматривается вопрос введения института по начислению общественным объединениям потребителей вознаграждений от суммы, возмещаемой потребителю.
Это станет дополнительным источником финансирования общественных объединений потребителей. Положительный эффект проявится в виде снижения количества правонарушений, которые допускаются субъектами предпринимательства. Бизнесмены не захотят нести убытки в двойном размере.
«Ранее такая норма действовала в Законе Казахской ССР от 5 июня 1991 года «О защите прав потребителей» по начислению общественным объединениям вознаграждений от суммы, возмещаемой потребителю в размере 70% в бюджет и 30% общественному объединению. Почему бы не вернуть эту норму», — считает Балжан Ибатовна.
Онлайн-торговлю — к порядку
Потребители все чаще сталкиваются с обманом и мошенничеством при оплате товаров через интернет.
Проблемы в сфере электронной торговли возникают в основном из-за отказов в обмене или возврате товара, предоставлении некачественной продукции.
Все это требует законодательного урегулирования оборота товаров на электронных торговых площадках.
«Законопроектом предполагается введение регистрации на государственных порталах продавцов, которые реализуют товары через социальные сети. Появится Реестр добросовестных продавцов в онлайн-торговле, а также типовая форма договора между потребителем и продавцом. Введен механизм ответственности к продавцам за несоблюдение требований Закона, установлены сроки доставки товара», — перечисляет президент общественного объединения.
Сотрудничество на благо страны
Все эти предложения, озвученные общественниками, необходимы для нормального функционирования потребительской системы.
На открытом портале НПА был опубликован проект Концепции ко 2 пакету поправок в законодательство. Состоялись дебаты по обсуждению законопроекта, в которых активно участвовала президент ОО «Защита прав потребителей и развитие конкуренции по Атырауской области» Балжан Досмухамбетова.
«Я вижу плоды своего труда, и весь накопленный опыт, знания хочу передать волонтерам. Сейчас я обучаю их, чтобы они самостоятельно защищали свои права без обращения в общественные объединения. Планирую провести обучающие мастер-классы в школах области, колледжах, университетах по основам потребительской грамотности. Хотелось бы, чтобы наша правозащитная организация была полезной и приносила помощь людям», — высказывается президент общественного объединения.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1939687-npo-vyskazalis-v-podderzhku-novogo-zakonoproekta-po-zaschite-prav-potrebiteley/