Дефицит электрической мощности в Казахстане по разным оценкам составляет почти 10% от располагаемой мощности всей энергосистемы или 1500-2000 МВт. К 2030 году этот показатель может увеличиться в два раза до 4000 МВт. Поэтому в стране назрела необходимость в строительстве новых крупных электростанций, которые станут базой для стабильной работы энергосистемы и обеспечат казахстанских потребителей светом и теплом.
По данным оператора единой энергосистемы Казахстана, АО «KEGOC», в настоящее время в Казахстане наблюдаются аномальные темпы роста потребления электроэнергии. За девять месяцев 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост электропотребления по республике составил 7,2%.
При этом только в энергодефицитной южной зоне показатель увеличился сразу на 11,8%. В часы максимальных нагрузок (утро и вечер) потребление превышает прошлогодние значения более чем на 1500 МВт. По информации Министерства энергетики РК, в прошлые годы энергопотребление в стране росло в среднем на 2%.
Из-за возникшего дефицита в часы пиковой нагрузки Казахстан прибегает к импорту электроэнергии из России. По информации KEGOC, по состоянию на вечерний максимум 10 ноября потребление в РК составило 14 838 МВт при генерации в 14 265 МВт, а недостающий объем в 573 МВт покрывался перетоками из российской энергосистемы. По словам главы Минэнерго РФ Николая Шульгинова, реальные объемы перетоков из России в Казахстан могут достигать 1500 МВт.
Из этого следует, что резервы казахстанских электростанций себя исчерпали, и фактическая мощность генерации не покрывает спрос в моменты максимальной нагрузки. Сегодня мы говорим о дефиците электроэнергии в стране, который по разным оценкам, как официальным, так и кулуарным, достигает 1500-2000 МВт.
Производство электрической энергии в Казахстане осуществляют 179 электрических станций различной формы собственности, и на начало 2021 года их общая установленная мощность составляла 23 621,6 МВт, располагаемая — 20 078,6 МВт. По оценке кандидата технических наук, независимого эксперта Петра Своика, фактический уровень располагаемой мощности в стране может достигать 18 000 МВт.
Однако некоторые электростанции в зависимости от типа могут работать стабильно и эффективно, чтобы обеспечить электроэнергией потребителей в часы максимальной нагрузки. К таким относятся, возобновляемые источники энергии (ВИЭ) с общей установленной мощностью в 1685 МВт (7,1% от установленной мощности РК).
По прогнозу KEGOC, пиковая нагрузка в зимнее время достигнет 17 000 МВт.
«Казалось бы, есть некоторый запас между потреблением и располагаемой мощностью. Однако диспетчерам уже сейчас, при текущих пиковых нагрузках, не хватает 1000 МВт и больше. Потому что какие-то станции обязательно ломаются, другие непредвиденно не могут дать мощность, на которую рассчитывали. Если брать располагаемую мощность энергосистемы РК не на бумаге, а на деле, то она уже меньше фактической пиковой нагрузки», — говорит Петр Своик.
Стране нужна база
Прогнозный энергобаланс на 2021-2027 годы прогнозирует дефицит электрической мощности на час совмещенного максимума нагрузок к 2027 году в объеме 2361 МВт (из них 898 МВт — регулировочная). Однако документ рассчитан с учетом роста потребления в среднем на 2,9% с 2022 года. Напомним: только за три квартала 2021 года он был на уровне 7,2%. По оценке Своика, к 2030 году дефицит мощности может вырасти уже до 4000 МВт.
При этом он считает, что те, кто скажет, что в Казахстане не строятся новые электростанции, будут не правы. Казахстан вводит новые мощности, но проблема заключается в том, какие это станции. В 2020 году ввели 541,6 МВт новых генерирующих мощностей, однако все они относятся к возобновляемой энергетике.
При среднем коэффициенте использования установленной мощности (КУИМ) в солнечных и ветряных электростанциях в 30% они будут генерировать только 162,5 МВт. Их генерация зависит от погодных условий, поэтому они не могут производить электроэнергию стабильно в течение суток. Поэтому Казахстану нужна новая базовая генерация, которая работает на угле или ядерном топливе (в отдельных случаях на газе).
По мнению Своика, простым решением для правительства Казахстана было бы построить угольную электростанцию, например, ввести шесть новых энергоблоков общей установленной мощностью 3000 МВт на Экибастузской ГРЭС-2 (изначально ЭГРЭС-2 спроектирована на восемь энергоблоков, но построили только два). Также потребовалось бы организовать маневренную генерацию на 1000-1500 МВт.
Они способны генерировать электроэнергию меньше чем за полчаса после «включения» и покрывать пиковый спрос, когда большим угольным и атомным станциям на это требуется несколько часов. Однако возможности Казахстана по строительству новой угольной электростанции ограничены. Республика в рамках Парижского соглашения взяла на себя обязательства к 2020 году сократить выбросы парниковых газов на 15% от уровня 1991 года до 328,4 млн тонн.
«Нам сейчас надо на 4000 МВт увеличить мощность, то есть примерно 20% от всей энергосистемы, но при этом на 15% снизить выбросы. Как это сделать за девять лет, непонятно», — подчеркивает эксперт.
Одно из двух
Правительству Казахстана остается выбрать один из двух вариантов развития энергосистемы: зеленый (европейский) и атомный. Если сделать ставку на зеленую энергетику, то по расчетам Своика в стране потребуется построить сразу 12 000 МВт. В этом случае ВИЭ смогут обеспечить необходимые 4000 МВт, так как они генерируют только 30% от установленной мощности. К ним обязательно потребуется маневренная генерация (около 1500 МВт), так как выработка «зеленой» энергии, как упоминалось, неравномерна.
«Европа делает упор на солнце и ветер, поскольку ей надо уменьшить зависимость (от импорта энергоресурсов — прим.). Однако солнце и ветер в разы дороже (затраты на выработку кВтч выше в три-четыре раза угольной или гидростанции). Если европейцы начнут у себя увеличивать стоимость электроэнергии в три-четыре раза, а весь мир будет иметь дешевую генерацию, то Европа станет неконкурентоспособной. Поэтому надо убедить перейти на солнце и ветер (остальные страны — прим.)», — считает эксперт.
«Другой вариант предполагает строительство большой базовой атомной электростанции, у которой КУИМ составляет 90%. Так, Казахстану потребуется построить станцию установленной мощность 4444 МВт. «Это, безусловно, базовая мощность и единственный способ снизить углеродные выбросы на 15%, а при желании на 20-25%. Если мы введем атомную станцию, то мы сможем не так сильно грузить Экибастузскую ГРЭС-1 и ГРЭС-2 (и сократить эмиссии СО2 — прим.)», — заключил Своик.
Если посмотреть на мировые тренды в энергетике, то более показательным является тот факт, что Китай для себя определил стратегию развития отрасли. Поднебесная намерена построить около 150 атомных энергоблоков АЭС в ближайшие 15 лет. Это больше, чем все другие страны построили за 35 лет. Тем самым в КНР полностью обновится энергосистема, и решатся сразу две глобальные задачи: решение проблемы энергодефицита и экологии.
Путем увеличения атомной генерации идет и Индия. Первую в стране АЭС пустили в ОАЭ. Строят атомные станции Турция, Бангладеш и Египет.
А в соседней России за это время планирует построить 10 крупных энергоблоков, а к 2050 году увеличить долю атомной энергетики в своем энергобалансе с 20 до 25%. При этом российские специалисты ведут строительство нескольких АЭС в мире и набирают серьезный опыт в строительстве станций.
Напомним: ранее в ходе рабочей поездки в Алматы Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил, что в Казахстане уже ощущаются первые признаки дефицита электроэнергии, поэтому в ближайшем будущем необходимо будет принимать решение о строительстве АЭС.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1943399-ekspert-defitsit-elektricheskoy-moschnosti-v-kazahstane-udvoitsya-k-2030-godu/